Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена той ролью, которую играет период детства в развитии личности. От того, сумеют ли педагоги качественно структурировать день ребенка, будет зависеть его продуктивная активность. Первая половина дня считается наиболее плодо-творной, с точки зрения деятельностного аспекта: дети бодры, энергичны, легко усваивают информацию. Вот почему в детских садах стараются проек-тировать ключевые мероприятия до полудня: создание необходимых усло-вий для правильной организации режима дня способствует хорошему само-чувствию воспитанников, поддержанию на высоком уровне функционально-го состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма. При этом должна соблюдаться повторяемость отдель-ных режимных процессов: приема детей, питания, прогулки, образователь-ной деятельности.
Развитию теории проектирования педагогических объектов и систем посвящены исследования Н.А. Алексеева, С.Я. Батышева, Г.Л. Ильина, В.В. Краевского, Е.С. Полат, Т.К. Смыковской, А.В. Щербакова и др. Особенно-сти проектирования педагогической деятельности раскрыты в трудах Н.Ф. Гоноблина, И.А. Зимней, А.К. Марковой и др. Содержание профессиональ-ной деятельности педагогов детского сада охарактеризовано А.А. Архипо-вой, Е.Л. Казаковой, Г.С. Курагиной, И.В. Серебряковой и др. Психология ребенка дошкольного возраста и его развитие описано в исследованиях Л.И. Божович, А.Л. Венгера, В.В. Давыдова, В.С. Мухиной и др. Все это обусло-вило выбор темы курсовой работы, которая формулируется следующим об-разом: «Проектирование работы в первой половине дня в группе детского сада».
Объект исследования – организации профессиональной деятельности педагогов детского сада.
Предмет исследования – организация профессиональной деятельности педагогов детского сада, направленная на проектирование работы в первой половине дня в группе.
Гипотеза исследования – организация профессиональной деятельности педагогов детского сада, направленная на проектирование работы в первой половине дня в группе, будет эффективной, если создать оптимальные усло-вия, включающие практикоориентированное обучение специалистов.
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытно-эмпирическим путем комплекс условий, позволяющих наиболее эффективно организовать профессиональную деятельность педагогов детского сада по проектированию работы в первой половине дня в группе.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволила сформулировать ряд задач:
1) раскрыть понятие и выделить сущностные черты проектирования;
2) осветить отражение вопросов проектирования работы в первой поло-вине дня в группе детского сада в примерных образовательных программах;
3) осуществить диагностику проектировочных умений педагогов детского сада;
4) описать комплекс условий, позволяющих организовать профессио-нальную деятельность педагогов детского сада по проектированию работы в первой половине дня в группе, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы) и эмпирические (анкетирование; формирующий экспери-мент; качественная и количественная оценка полученных результатов).
База исследования – МАДОУ детский сад №126 г. Омска. Количество испытуемых – 25 человек.
Этапы исследования – констатирующий, формирующий, контрольный.
Практическая значимость исследования заключается в разработке про-граммы, по содержание которой позволяет осуществлять обучение и воспи-тание детей в группе кратковременного пребывания. Данная программа мо-жет быть использована в любой дошкольной образовательной организации.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования работы в первой половине дня в группе детского сада
1.1. Проектирование: понятие, сущностные черты
Одним из приоритетных направлений образовательной политики госу-дарства является повышение качества дошкольного образования. В этой свя-зи особое внимание уделяет сформированности профессиональных качеств специалистов, осуществляющих воспитание детей дошкольного возраста. Помимо прочих компетенций они должны уметь проектировать. Для любого педагога указанная деятельность является не менее значимой, чем организа-торская, коммуникативная или гностическая. В контексте сказанного раскро-ем значение понятия, обозначим его сущностные черты. Слово «проектиро-вание» является производным от «проект», под которым понимают «ком-плекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения – в течение заданного периода времени – поставленных задач с четко опреде-ленными целями» [4, с. 55]. Представленное определение содержится в моно-графии З.С. Жирковой, посвятившей свое исследование вопросам инноваци-онной деятельности педагога.
Независимо от того, чем заняты специалисты, созданные ими проекты, имеют множество сходных черт, наиболее яркие из которых таковы:
направленность на достижение конкретных целей, заранее запланиро-ванных результатов;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограничение выполнения по времени [4].
Некий проект существует ровно столько, сколько того потребуют те или иные обстоятельства. На содержание и качество конечного продукта мо-гут оказывать влияние ряд ограничений, а именно: «финансовых, норматив-но-правовых, этических, методов активизации, времени, косвенных воздей-ствий» [4, с. 57]. В проекте находят воплощения потребности отдельно взя-того человека или целой группы, знания разработчиков, используемые ин-струменты и технологии. Деятельность по созданию проектов связана с про-ектированием. Уже само понятие имеет множество трактовок. В подтвержде-ние сказанного обратимся к ряду источников. Начнем со справочных изда-ний. Обратившись к словарю по педагогике, составленному Г.М. Коджаспи-ровой, увидим, что под проектированием предлагается понимать «создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образова-тельных программ» [7, с. 274]. В «Кратком словаре педагогических поня-тий», составленном Е.А. Коняевой и Л.Н. Павловой, сказано, что под проек-тированием следует иметь в виду «деятельность, направленную на преобра-зование и создание объектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения целей обучения и воспитания личности» [9, с. 99]. Со-гласно содержанию «Педагогического словаря», изданного под редакцией В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой, проектирование – это «процесс созда-ния проекта будущего, потребного состояния объекта» [16, с. 50].
С точки зрения составителя «Словаря-справочника по теории воспита-тельных систем» П.В. Степанова, проектированием является «идеальное вы-страивание и пошаговое практическое воплощение того, что должно быть, где каждый новый шаг осуществляется с учетом анализа результатов пред-шествующего и профессиональной рефлексии собственных действий самим проектировщиком» [23, с. 16]. В «Словаре педагогического обихода», из-данном под редакцией Л.М. Лузиной, сказано, что проектирование – это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [22, с. 29].
Даже небольшое количество процитированных источников позволяет сделать вводы, насколько разными являются формулировки. Но при всей разнице подходов тем не менее можно выделить те черты, которые являются сходными для всех определений. Это понимание проектирования как макси-мальной степени абстрагирования, в результате которого человек создает некую сложную систему. К сказанному стоит добавить, что объектом проек-тирования применительно к педагогике становится система, интегрирующая «единство целей и факторов, способствующих достижению этих целей» [12, с. 162]. Такое пояснение содержится в словаре «Педагогика», составленном А.М. Новиковым. Во избежание смешения понятий «проектирование» и «планирование» он уточняет: планирование осуществляется в стабильных постоянных условиях, в то время как проектирование в динамических. В том же источнике содержатся уточнения, согласно которым способность педагога осуществлять проектирование является той необходимой компетенцией, без которой невозможна эффективная организация его профессиональной дея-тельности.
Свой вклады в осмысление искомого вопроса внесла В.А. Зебзеева, чье методическое пособие адресовано воспитателям детских садов. Поскольку понятие «проектирование» используется применительно к деятельности спе-циалистов, работающих в образовательной системе, логично будет сформу-лировать определение «педагогическое проектирование». Это «практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогиче-ской деятельности» [5, с. 10]. Выделено пять этапов педагогического проек-тирования. На первом происходит систематизация информации об участни-ках, условиях проекта, его структуре. На второй формируется концепция проекта. На третьей участники составляют программу проекта, распределя-ют обязанности. На четвертой разрабатывается план, оцениваются ресурсы, определяют сроки, обозначаются желаемые результаты. На пятой реализует-ся проект и анализируется сделанное.
Специалист, занимающийся вышеописанной работой, должен обладать соответствующими умениями, считает исследователь Н.Ю. Каракозова. В ее статье сформулировано понятие «проектировочные умения» применительно к воспитателям детского сада. В тексте публикации сказано, что проектиро-вочные умения связаны со способностью «воспитателей детского сада моде-лировать и конструировать образовательный процесс с использованием пе-дагогических технологий; формулировать цели, задачи деятельности, плани-ровать их достижение, предусматривать возможные трудности; осуществлять подбор форм, методов и технологий в соответствии с возрастными и индиви-дуальными возможностями детей» [6, с. 83].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2) Деркунская, В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду / В.А. Деркунская // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – №1(91). – С. 34-45.
3) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: Издательство Детство-Пресс, 2019. – 280 с.
4) Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования: монография / З.С. Жиркова. – Москва: Издательство Академия Естествознания, 2017. – 164 с.
5) Зебзеева, В.А. Проектирование содержания дошкольного образования в условиях вариативности: метод. пособ. / В.А. Зебзеева. – Оренбург: ОГПУ, 2019. – 160 с.
6) Каракозова, Н.Ю. Технологическая компетентность воспитателя детского сада как научное понятие / Н.Ю. Каракозова // Э-миссия: электронный научный журнал. – 2014. – № 12. – С. 80-84.
7) Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю, Коджаспиров. – М.: МарТ, 2018. – 448 с.
8) Коновальчук, И.И. Сущность и содержание проектировочных педагогических умений / И.И. Коновальчук // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. – 2015. – № 48. – С. 46-50.
9) Коняева Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 131 с.
10) Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике: метод. пособ. / Л.Д. Морозова. – Москва: Издательство Сфера, 2018. – 128 с.
11) На крыльях детства: основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. – Москва: Издательство Карапуз, 2014. – 269 с.
12) Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – Москва: Издательский Центр ИЭТ, 2016. – 268 с.
13) Новикова, Е.С. Какие бывают группы в детском саду / Е.С. Новикова // Актион: портал информационной поддержки руководителей дошкольных организаций. – URL: https://www.resobr.ru/article/63669-kakie-byvayut-gruppy-v-detskom-sadu.
14) Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – Москва: Издательство Баласс, 2016. – 528 с.
15) От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 c.
16) Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательство Академия, 2018. – 352 с.
17) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева. – Москва: Издательство Вентана-Граф, 2017. – 170 с.
18) Проектирование и организация непрерывной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования / сост. И.В. Лыскова, С.С. Иваненко. – Вологда: ВИРО, 2019. – 128 с.
19) Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Е.В. Соловьева. – Москва: Просвещение, 2019. – 232 с.
20) Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 416 с.
21) Сваталова, Т.А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования / Т.А. Сваталова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 95-101.
22) Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л.М. Лузиной. – Псков: ПГПИ, 2016. – 71 с.
23) Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. – Москва: Издательство Педагогическое общество России, 2016. – 33 с.
24) Ступеньки детства. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева; под ред. проф. Н.М. Конышевой. – 4-е издание, перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – 58 с.
25) Сунгурова, Н. В Росстате рассказали, в каких регионах дети реже ходят в детский сад / Н. Сунгурова // Аргументы недели. – 2020. – 2 декабря.
26) Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Федина. – Москва: Просвещение, 2015. – 235 с.
27) Якобчук, А.Р. Опыт акмеологического исследования факторов профессионализма и уровней продуктивной деятельности воспитателя детского сада / А.Р. Якобчук // Вестник Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. – 2014. – № 1. – С. 98-101.
28) Яковлева, Г.В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения / Г.В. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 10. – С. 88-94.