Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. Данная техника не утратила своей актуальности по сей день, и пользуется успехом у дизайнеров, ведь у росписи по ткани нет ограничений ни в стиле, ни в сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов.
Несмотря на доступность техники, в процессе профессионального обучения батику педагогу следует придерживаться определенных организационно-методических, учебно-дидактических, эргономических моментов.
Таким образом, целью настоящей работы является разработка методики обучения дизайнеров технике батик при реализации программ профессионального образования.
Объект: платок, исполненный в технике «батик».
Предмет: методика обучения дизайнеров технике батик.
Согласно цели работы, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) описать организационно-методическое обеспечение изучения темы;
2) разработать учебно-дидактическое обеспечение занятий;
3) проанализировать материальную базу профессионального обучения технике батик.
Перечислим компетенции, которыми должны овладеть студенты-дизайнеры в ходе обучения технике батик, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования 44.02.06 профессиональное обучение (по отраслям) [19]:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Кроме того, студенты должны овладеть профессиональными компетенциями
ПК-1: способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием, художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями;
ПК-3: способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств;
ПК-4: способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта;
ПК-6: способностью применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике.
Глава 1. Организационно-методическое обеспечение изучения темы
1.1. Место, роль и значение темы в программе
Техника батик может быть предложена студентам дизайнерского направления специального профессионального обучения в момент изучения общепрофессиональных дисциплин. Данная техника довольно сложна, работа занимает много времени, поэтому следует отвести ей несколько часов. Работать с техникой батик следует начинать тогда, когда обучающиеся уже изучили основы композиции, рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, то есть она завершает изучение основ композиционного строения работы. Значение темы достаточно велико, поскольку позволяет развить большинство профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.
На изучение темы «Батик» в рабочей программе профессионального модуля по специальности 54.02.01. дизайн (по отраслям) отводится 32 аудиторных часа, имеющих практическую направленность. При разработке содержания данного раздела учтены требования рынка труда к специалистам в данной области дизайна, поэтому роль данного курса чрезвычайно велика.
Кожохина С.К. определяет батик как обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Именно поэтому его значение для обучения студентов-дизайнеров сложно переоценить. В основе техники находится принцип резервирования, то есть перекрытие специальным составом тех участков, которые не должны быть закрашены другим цветом [6, стр. 17].
На данный момент техника росписи тканей очень разнообразна. Батик, по существу, является симбиозом всех особенностей и художественных приёмов большинства типов изобразительного искусства: витража, мозаики, графики, акварели, пастели. Перечисленные приёмы были сильно упрощены с целью лучшей передачи их на ткани, нежели чем у традиционного способа росписи и многих специальных средств. Это позволило декорировать разнообразные детали одежды, предметы интерьера, картины.
Художественная роспись ткани вручную – это особый вид оформления текстильного изделия, истоки которой кроются в далекой древности. Декорировать шёлковые изделия способны даже те, кто никогда не занимался художественным оформлением. Постепенно художниками и мастерами было найдено и методически описано много новых художественных приёмов в батике. Затронутые в данной работе способы росписи нельзя считать исчерпывающими. Гильман Р.А. описывает три основных способа росписи [4, стр. 38]:
1) «Горячий батик» – батик, на основе которого используют разогретый резервирующий состав или расплавленный воск, который ограничивает площадь, где может растекаться краска на ткани.
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее – кистью или специальным инструментом – чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань. Горячий батик бывает трех типов:
1. прямой однослойный – рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой;
2. прямой многослойный – рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону;
3. обратный, вытравка – рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.
2) «Холодный батик» – батик с использованием резервирующего вещества, не требующего нагревания. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.
Холодный батик бывает четырех типов:
1. классический – рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой;
2. многослойный – рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев;
3. незамкнутая графика – расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей;
4. свободная роспись ткани – рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды. Свободная роспись – выполняется в трех техниках:
1. акварельная техника – батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями;
2. трафаретная техника – батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя;
3. свободная роспись – ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками.
3) Вскоре, экспериментаторы начали смешивать между собой все способы, так и получилась «смешанная техника». Такое полотно сочетала в себе и резкость ограничения площади цветного пятна, и мягкость переходов от тона к тону или цвета к цвету, свободное вождение кистью, которое придавало особый шарм изделию, его изюминку. Экспериментальный батик бывает пяти типов:
1. роспись валиками расплавленным воском;
2. штамп расплавленным воском;
3. поливка расплавленным воском;
4. шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
Такая техника зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом – это способ механического резервирования тканей;
5. Тишина О.Ю. подробно описывает такой тип экспериментального батика как аэрография. Аэрография представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы [18].
1.2. Методический анализ темы
Цель освоения темы: актуализация профессионального и творческого потенциала студента через постижение основ художественной росписи ткани. Развитие образного мышления и фантазии, совершенствование эстетического вкуса, повышение творческой активности и художественной культуры, воспитание готовности к решению неординарных задач, развитие композиционного и образно-пластического мышления. Занятие художественной росписью воспитывает творческое мышление, развивает художественное видение, формирует профессионально-творческую психологию будущего дизайнера, способствует овладению творческим методом работы в различных видах искусств. Подготовка студента к художественной деятельности в области современного дизайна на основе методов создания художественного образа.
Задачи освоения темы: освоение технологии батика, его разновидностей; совершенствование умения выполнять колористическое решение заданий в форэскизах, владения живописными приемами; создание выразительного художественного образа, раскрывающего тематическое содержание; совершенствование уровня владения законами декоративной композиции; углубление знаний законов цветоведения; изучение материалов батика (красителей, пигментов), технологии их использования. Тема «Батик» занимает важное место в образовательном процессе подготовки бакалавра дизайна. Её успешное освоение является неотъемлемым условием для формирования готовности будущего дизайнера к полноценному осуществлению профессиональной деятельности.
Тема 1. «Из истории художественной росписи тканей» состоит из 2 учебных часов. На первом занятии разбирается история возникновения батика, на втором занятии изучается индонезийская роспись.
Тема 2. «Инструменты и материалы» состоит из 2 учебных часов. На первом занятии изучаются инструменты и материалы для холодного батика, на втором – для горячего.
Тема 3. «Узелковый батик» состоит из 6 часов. На первых двух часах изучаются технические приемы, нюансы работы. На оставшихся 4 часах происходит практическое выполнение упражнений по окраске ткани в технике узелкового батика приемами «скручивание», «завязывание», «складывание», «зашивание».
Тема 4. «Холодный батик» состоит из 12 часов. На первых двух часах происходит знакомство с техническими приемами, нюансами работы, обучение приготовлению резерва. На следующих 4 часах изучаются особенности классического и многослойного батика. 2 часа отведено свободной росписи: «акварельная техника», «трафаретная техника», «графика по свободной росписи». Еще 4 часа отводится праткической работе, направленной на отработку разных орнаментов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с
2) Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Н.П. Бесчастнов. М.: Владос, 2004. - 175 с.
3) Визер В.В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве: [учеб.-метод. пособие] / В.В. Визер. СПб.: Питер, 2006. - 191 с.
4) Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие / Р.А. Гильман. М.: Владос, 2008. 159 с.
5) Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / С. Г. Давыдов. М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. 183 с.
6) Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани / С.К. Кожохина. – Ярославль: Академия развития, 2006. 209 с.
7) Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения. – М.: Академия. – 2013. – 320 с.
8) Кукенков В.И. Декоративная живопись: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.И. Кукенков; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. 105 с.
9) Литова З.А. Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения»: методическое пособие. 3-е издание, переработанное и дополненное – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2019. – 30 с.
10) Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / Г. М. Логвиненко. М.: Владос, 2008. 144 с.
11) Ломов С.П., Аманжолов С.А. Цветоведение. Учебное пособие для вузов по специальностям изобразительное искусство, дизайн. М.: Владос, 2014. 144 с.
12) Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях Часть I. Справочник для руководителей и специалистов. Изд. 7-е (дополненное и переработанное) Серия «Библиотека руководителя». Мытищи. Издательство УПЦ «Талант», 2002. 208 с.
13) Перелешина И. Батик. От основ к импровизации Батик. / И. Перелешина. М.: Паритет, 2008. 208 с
14) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tehbez.ru/docum/documshow_documid_554.html
15) Рабочая программа профессионального модуля по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям). – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://a-pet.ru/wp-content/uploads/2016/11/PM-05_Primenenie_rabot_po_professii_D-8.pdf
16) Робинсон Р. Искусство батика: научно-популярная литература / Рози Робинсон. М.: Ниола Пресс, 2007. 96 с.
17) Стародуб К.И. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному : учеб. пособие для вузов / К.И. Стародуб, Н.А. Евдокимова. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 190 с.
18) Тишина О.Ю. Аэрография / О.Ю. Тишина, А.Н. Гулевич. М.: Педагогика, 2006. 190 с.
19) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/44.02.06.pdf
20) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
21) Фетерина Н.В. Батик. Практическое руководство по росписи ткани. – 2020. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/591112
22) Фокина Л.В. Орнамент: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Л. В. Фокина. 5-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 172 с.