Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Явление одаренности – одна из нерешенных проблем психологической науки. История развития исследований одаренности в зарубежной и отечественной психологии из дореволюционного периода соответствовала изменениям социальных потребностей общества и динамике развития психологической науки. Эти исследования охватывали всю систему проблем, которые изучаются и в наши дни: теоретические проблемы психологии одаренности, проблемы диагностики, разработки принципов, методов развития и обучения одаренных, талантливых личностей. Собственно, изучение этого феномена психики человека должно быть направлено на то, чтобы общество научилось бережно относиться к одаренным детям, помогало им приумножить и реализовать творческий потенциал, реализоваться в личностном и общественном уровнях. Такие попытки, безусловно, можно найти во многих исследованиях.
Под одаренностью понимали: естественную предпосылку способностей; совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; общие способности; высокий уровень развития способностей; интеграцию способностей с целью деятельности; творческие возможности человека; потенциальный талант и тому подобное. Считаем, что такое разнообразие взглядов обусловлено сложностью и многоаспектностью исследуемого явления, а также использованием для раскрытия феномена одаренности таких дефиниций, как «способности», «талант», «гениальность», «творчество».
Актуальность социально-педагогических исследований определена значительным количеством социально-психологических проблем одаренных детей. К ним относятся: проблемы в общении с одноклассниками; нарушение взаимодействия с учителями; недоразумения с родителями; проявления девиантного поведения; отсутствие навыков просоциального поведения на различных уровнях (от бытового до общественного) и др. Вышеуказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Психологическое сопровождение одаренных детей на этапах их развития позволяет осуществлять динамическое наблюдение за развитием сфер познания, чувств и эмоций детей. Одаренные дети имеют уникальные, сложные характеры. Они чувствительны и поэтому требуют особого внимания.
Одаренность ребенка – это способность, которая в структуре личности ребенка более развита.
Существенно пересмотрено отношение к детям, проявляющим неординарные способности; основана система работы по выявлению и развитию одаренности у детей, создание условий для их самореализации. Ведущими учеными в области психологии, общей и социальной педагогики разработаны диагностические, развивающие и социальные программы по поиску одаренных детей, их социально-психологического и педагогического сопровождения.
Анализ исследований и публикаций последних лет.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные авторы, такие как, О.Е. Антонова, Б.В. Богоявленская, О.Д. Ветрова, А.И. Грабовский, А.И. Доровской, Л. Липовая, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, Г. Монина, В.И. Панов, Т.Ф. Сергеева, Т.И. Сущенко, Е. Цыганкова, В. Штерна, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова и др.
Тем не менее, на сегодняшний день необходимо систематизировать знания относительно методов работы с одаренными слушателями.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей одаренных детей в наше время.
Объект исследования: одаренный слушатель.
Предметом исследования является особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы: раскрыть особенности обучения одаренных слушателей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить детскую одаренность как психологический феномен;
- предоставить характеристику одаренных детей;
- определить виды детской одаренности;
- рассмотреть работу педагога с одаренными детьми;
- проанализировать методы работы педагога с одаренными детьми.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методических источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
Объем курсовой работы: 30 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности
1.1 Изучение детской одаренности как психологического феномена
Психологию одаренности как самостоятельную отрасль психологической науки впервые выделил немецкий психолог В. Штерн. «Одаренность, – замечал он, – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, способность психического приспособления к новым задачам и условиям жизни» [18, с.30]. Собственно, по признаку приспособления ученый разграничивает понятия «одаренность», «талант» и «гениальность». Характерная особенность таланта заключается, по его мнению, в «ограничении умственных способностей одной отраслью содержания», а суть гениальности «в самодовольном творчестве". Он рассматривал интеллектуальную склонность к выполнению актов мышления как форму проявления одаренности. Наивысшее проявление одаренности, по мнению В. Штерна, в предсказании (то есть прогнозировании, опережении ситуации). В этом случае человек приспосабливается не к существующим, а к возможным или вероятным условиям окружающего мира. Заметим, что использование в контексте анализа одаренности критерия способности личности к приспособлению, прослеживается в последующих, в частности современных, научных позициях.
У истоков проблемы одаренности в отечественной психологической науке около ста лет назад стоял психиатр и психолог И.А. Сикорский. Он совершал не столько общий теоретический анализ проблемы одаренности, сколько тяготел к анализу конкретных случаев одаренности и гениальности. Ученый пытался показать многогранную связь психобиологических и социокультурных факторов развития личности, понимал одаренность как результат «объединения многочисленных и сложных элементов личности». И.А. Сикорский считал, что творчество является одним из ключевых признаков одаренности, поскольку является имманентным личностным свойством. Исследователь настаивал на том, что важным фактором развития творчества и одаренности выступает эмоциональная сфера, особое внимание уделял необходимости специального развития воли [14, с.58].
Основой разработок теории способностей и одаренности в отечественной психологии была концепция Л.В. Корецкой. Автор отмечала, что «приставление основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходило из понятия «способность» [6, c.48]. Она выделила три признака способностей, которые легли в основу определения, что чаще всего используется специалистами: способности – это индивидуально-психологические особенности, которые, во-первых, отличают одного человека от другого, во-вторых, касающихся успешности выполнения определенной деятельности или многих деятельностей, в-третьих, не сводятся к имеющимся навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и скорость приобретения этих знаний и навыков. «Мы не можем понимать способности ... как врожденные свойства индивида... Врожденными могут быть только анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», – отмечал Б. М. Теплов [там же, с.54]. А одаренность им толковалась как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.
Второй подход, связанный с рассмотрением способностей, прежде всего, как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского и также имеет свое продолжение в современных исследованиях. Ученый выделяет как минимум три характеристики способностей: во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью; во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого; в-третьих, развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры [10, с.3].
Эти положения содержат две наиболее традиционные и дискуссионные проблемы психологии способностей. Прежде всего, положение о целостности организации различных способностей ставит вопрос об универсальных механизмах подобного интегративного образования, механизмах развития и функционирование детских способностей. Положение о роли усвоения культуры в развитии способностей неизбежно поднимает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии способностей, врожденности и приобретенности универсальных психологических структур. Фактически, это вопрос о том, что развивается в качестве способностей у ребенка и как это происходит.
Одаренность сегодня вышла далеко за пределы теоретического изучения и стала предметом широкого общественного обсуждения и приобретает характер государственной образовательной доктрины. Создаются фонды на поддержку одаренных детей, проводятся различные конкурсы, олимпиады, шоу; работают специализированные классы, школы, гимназии, лицеи, интернаты. Это явление приобрело в России такого размаха, что иногда возникает вопрос, а остались ли обычные общеобразовательные школы, где общее образование может получить обычный, «нормальный» ребенок? И уже нередко родители жалуются, что ребенок не прошел тестирование при поступлении в школу и им отказали в зачислении в школу, которая является территориально наиболее удобной, только на том основании, что школа оказалась специализированной, а у ребенка соответствующих способностей не обнаружили.
На этом распределение по принципу «одаренный» – «неодаренный» не заканчивается. Далее, при переходе в среднюю школу, дети снова проходят целый ряд экзаменов и тестов, на основании которых их распределяют в так называемые «сильные», «средние», «слабые» классы для детей «одаренных», «со средними способностями», «с низким уровнем способностей» или даже
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова О.Е. Одаренность: опыт исторического и сравнительного анализа: Монография / О.Е. Антонова. – М.: ЖДУ, 2015. – 456 с.
2. Богоявленская Б.В. Концепция одаренности / Б.В. Богоявленская, А.М. Матюшин // Одаренный ребенок. – 2018. – №1. – С.12-17.
3. Ветрова О.Д. Теоретические основы социально-педагогических технологий в работе с одаренными детьми / О.Д. Ветрова // Научные труды. – 2016. – № 10. – С. 130-134.
4. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2018. – №8. – С.13-18.
5. Джумагулова Т. Одаренный ребенок. Дар или наказание / Т. Джумагулова, И. Соловьева. – Ростов-на-Дону, 2015. – 160 с.
6. Доровской А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровской. – М.: Российское агенство, 2017. – 180 с.
7. Корецкая Л.В. Подготовка учителей к работе с одаренными учениками / Л.В. Корецкая, А.Е. Жосан. – М.: Высь, 2012.– 137 с.
8. Липовая Л. Специфика обучения одаренных детей / Л. Липовая, Л. Морозова, Л. Луценко // Родная школа. – 2017. - №7. – С.8-10.
9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. – М.: 2017. – 128 с.
10. Моляко В.А. Актуальные социально-психологические аспекты проблемы одаренности / В.А. Моляко // Одаренный ребенок. – 2018. - № 2. – С. 3-6.
11. Монина Г. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания. Двойная исключительность / Г. Монина, М. Рузина. – СПб.: Речь, 2014. – 128 с.
12. Организация работы с одаренными детьми: электронный учебно-метод. комплекс: / сост. Т.В. Александрович; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина, каф. специальных педагогических дисциплин. – Брест: БрГУ, 2018. – 204 с.
13. Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми / В.И. Панов // Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Научный редактор Л.П. Дуганова. – М.: 2019. – 81 с.
14. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми. Теория и практика / Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарева, – М.: Простор, 2016. – 288 с.
15. Способности, творчество, одаренность: теория, методика, результаты исследований / за ред. В.О. Моляко, О.Л. Музыки. – М.: Изд-во Рута, 2016. – 320 с.
16. Сущенко Т.И. Характерные особенности одаренных детей / Т.И. Сущенко // Начальная школа. – 2020. – №2. – С. 10-11.
17. Цыганкова Е. Одаренность как проблема. Психопрофилактика / Е. Цыганкова. – К.: Редакция общепедагогических газет, 2013. – 112 с.
18. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. – М.: СВП-Плюс, 2016. – 128 с.
19. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
20. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.: 2017. – 245 с.