Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интерес к проблеме человека сегодня необычайно вырос и расширился. Как отмечает Б. Ананьева, изучение человека на текущем этапе характеризуется «возрастающим разнообразием аспектов человеческого знания, связанного с взаимодействием естественных, технических и социальных наук, что приводит к беспрецедентному расширению и углублению междисциплинарных знаний, появлению новые пограничные дисциплины, всем известная «антропологизация естественных и технических наук».
Известно, что дети, особенно в более старшем дошкольном возрасте, накапливают много разных знаний об окружающей их действительности. Конечно, есть знания о человеке. Однако эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, низкой степенью обобщения и непоследовательностью. Несмотря на актуальность вопроса, программы дошкольного образования, методические рекомендации и инструкции в большинстве своем лишь очерчивают круг знаний о человеке, которыми должны обладать дошкольники определенного возраста.
Цель исследования - определить и рассмотреть возможности формирования и развития у дошкольников знаний об организме человека в различных видах деятельности.
Объект исследования - педагогический процесс экологического образования дошкольников.
Предмет исследования - формирование представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение), эмпирические (диагностика, анализ результатов).
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические средства формирования представлений об особенностях функционирования человеческого организма у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Методологические основы формирования представлений о человеческом организме у дошкольников
Содержание, задачи и методические основы формирования представлений о человеческом теле у дошкольников определены, прежде всего, в программе дошкольного образования Республики Беларусь «Пралеска», в основу которой положены основные положения дошкольной педагогики. , психология, медицина, социология и многие другие науки, изучающие дошкольный период. детство. «Пралеска» основана на отношении к дошкольному детству как к периоду самооценки в развитии человека: она направлена на «защиту детства» (Л.С. Выготский), обогащение, усиление развития (АВ, которые формируются и проявляются, в первую очередь все, в конкретных «детских» видах деятельности (игровая, музыкальная, зрительная и т. д.) [15, с.6].
В трехлетнем возрасте на доступном ребенку уровне происходит его социализация: он выделяет свое «Я», ставит себя в положение субъекта действия, осознает, что в мире есть другие люди. Совершенно необходимо, чтобы первые представления ребенка о своем физическом и социальном «я» стали положительными. Это станет основой для выработки позитивной «Я концепции» на последующих этапах онтогенеза. [10, с.17].
В 3–4 года наступает возраст «почему» - период активного формирования личностных новообразований и самосознания ребенка. Они проявляются в новых представлениях ребенка о себе, своей личности, его самооценке, его попытках самоутвердиться.
В процессе сравнения себя с другими у ребенка складывается представление о своем внешнем виде, который является важной составляющей образа «Я». Разумное восхищение взрослых голубыми глазами, мягкими волосами и опрятностью малыша способствует возникновению у него более верных представлений, ведет к самоидентификации, осознанию собственной уникальности, помогает избежать слепого подражания другим. [15, с.106-109].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдаркин, Е. К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов [Текст] / Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. -176 с.
2. Артеменко, О. Н. Психология развития [Текст] : учеб. пособие (курс лекций) [Текст] / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Ставрополь: Изд – во СКФУ, 2014. – 305 с.
3. Бабаева, Т. И. Детство [Текст] : примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб.: Изд - во «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. – 280 с.
4. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Баёва, О.В. Погодаева. – Омск: СибГУФК, 2003. - 72 с.
5. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с
6. Величко, О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / О. А. Величко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. - с. 49-51.
7. Венедиктов, Д. Д. Здравоохранение России: кризис и преодоления [Текст] / Д. Д. Венедиктов. – М.: Просвещение, 1999. - 96 с.
8. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
9. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.
10. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2006. – 72 с.
11. Возная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / И. В. Возная, И. Т. Коновалова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с
12. Ковригина, Т. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М. А. Старшая группа [Текст] / Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2015. -269 с.
13. Колбанов, В. В. Валеология: Основные понятия, термины, определения [Текст] / В. В. Колбанов. – СПб.: Изд – во ДЕАН, 1998. – 229 с.
14. Кочкина, Н. А. Метод проектов [Текст] : метод. пособие / Н. А. Кочкина. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. - 72 с.
15. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 264 с.
16. Ланда, Б. Х. Мониторинг в управлении здоровьесбережением учащихся образовательных учреждений: обучающая методика и технология [Текст] : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. – Казань: Изд-во Познание, 2014. – 66 с.
17. Малышев, В. Г. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии [Текст] : монография / В. Г. Малышев, А. А. Щанкин, Г. И. Щанкина. – М.; Берлин: Директ – Медиа, 2015. – 245 с. 35.
18. Медведев, А. С. Основы медицинской реабилитологии [Текст] / А. С. Медведев; под ред. В. Г. Колосовской. – Минск: Белорусская наука, 2010. – 436 с.
19. Полтавцева, Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании [Текст] : монография / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 262 с 62
20. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
21. Социальное партнерство детского сада с родителями [Текст] : сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. – М.: Изд-во Академия, 2007. – 368 с.
23. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» [Текст] / Л. Л. Тимофеева. – СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
24. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Г. А. Урунтаева. – М.: Изд – во Академия, 2001. – 336 с.
25. Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Усачев // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 88-90.