Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе образование характеризуются противоречивостью: с одной стороны, интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, которая создает условия для индивидуально-творческого становления учащихся в период освоения содержания профессиональной деятельности, с другой, экономический кризис образования сказывается на его качестве и возможностях каждого образовательного учреждения создавать учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, профессиональному самосовершенствованию.
Система самостоятельных работ создаёт актуализирует творческую активность обучающихся, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки личностного и профессионального становления
В условиях, в настоящее время происходящих в системе образования, возрастает роль самостоятельной работы учащихся. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.
Из выше изложенного возникает противоречие между возрастающими требованиями к уровню самостоятельности и активности у выпускников и недостатком методических положений, объясняющих разработку средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы.
Проблема исследования состоит в изучении роли самостоятельных работ и на примере дисциплины кадровое делопроизводство.
Объект исследования – самостоятельная работа.
Предмет исследования – система самостоятельных работ по дисциплине кадровое делопроизводство.
Цель исследования – изучить роль самостоятельных работ при обучении дисциплине кадровое делопроизводство.
На основе поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть понятие «самостоятельная работа» описать ее цели и функции.
3. Охарактеризовать виды самостоятельных работ и обосновать их роль.
4. Изучить методика разработки системы самостоятельных работ учащихся.
5. Составить перспективно-тематический план самостоятельных работ обучающихся по дисциплине «Кадровое делопроизводство».
6. Проанализировать содержание самостоятельных работ по дисциплине кадровое обеспечение.
Методы исследования: общенаучные методы построения теории (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Структура работы включает: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы организации самостоятельной работы обучающихся.
1.4 Понятие «самостоятельная работа» ее цели и функции.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий [13].
Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, то есть, способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации [18].
Исследования по самостоятельной работе учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место. Благодаря исследованиям ряда ученых и прежде всего Б.П. Есипову [24], было дано определение этому понятию, которого в дальнейшем придерживались многие исследовали – дидакты, а также конкретизирована её процессуальная и содержательная сторона.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий [30].
На наш взгляд, самостоятельная работа – это сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. По отношению к педагогу данная работа – это и метод обучения, и средство обучения, и форма взаимосвязанной деятельности. А по отношению к обучаемому – метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и собственно учебно-познавательная деятельность.
В современной литературе С.И. Архангельский [28] в понятие «самостоятельная работа учащихся» вкладывает такое содержание, как: самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование знаний для решения научных и профессиональных задач.
А.Г Молибог [5]самостоятельную работу определяет, как деятельность, которая складывается из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ.
Различные подходы к определению данного понятия способствовали появлению различных классификаций самостоятельной работы.
Многообразие подходов исследователей к определению самостоятельной работы объясняется не только многоаспектностью этого понятия, но и возрастающей ролью такого вида работы в обучении.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов, за счет творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций; развития исследовательских умений.
В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы:
– аудиторная;
– внеаудиторная [2, 9].
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия [16] .
Функции самостоятельной работы
• выработка способности работать самостоятельно;
• развитие познавательной активности;
• стимулирование творческого мышления;
• повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
• осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
• формирование умения планировать время;
• выработка ответственности и инициативности [19].
• Таким образом, самостоятельная работа помогает совершенствовать практические умения, развивать навыки самостоятельного мышления, применять воображение, креативные и творческие способности, не просто выполнять задания, а активно познавать профессиональную область, научиться работать с научными материалами, дополнительной литературой [20].
• А также эффективно планировать своё время, формировать навыки поиска нужной информации, развивать умение структурировать, выделять главное; лаконично и чётко выражать свои мысли в письменной форме, находить решение любых нестандартных задач; подготовиться к реальной профессиональной деятельности [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Аспект пресс, 2015. – 272 с.
2. Белкин Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 2009. – 289 с.
3. Васильева Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова. – М.: Педагогика, 2010. – 346 с.
4. Гарифуллина Н. Л. К вопросу о самостоятельной работе студентов как составляющей учебного процесса / Н. Л. Гарифуллина // Инновационное развитие ПО. - 2015. - №: 1. - C. 49-52.
5. Долгоруков А.М. Методы эффективного самообразования или как правильно учиться // Проект «Профессиональное образование ХХ1 века». - М.: Центр интенсивных технологий, 2010. – 474 с.
6. Есипов Б. П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке / Б. П. Есипов. – М.: Педагогика, – 2001. – 119 с.
7. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
8. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2016. – 285 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И. А. Зимняя. – Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2017. – 480 с.
10. Зимняя И. А. Элементарный курс педагогической психологии.: Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 111 с.
11. Кралевич И.Н.«Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.» /. М.: Просвещение, 2008. – 328 с.
12. Кудрявцева Т. А. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения / Т. А. Кудрявцева // Инновационное развитие ПО. - 2015. - №: 2. - C. 39-42.
13. Лещенко Т. А. Организация самостоятельной работы студентов / Т. А. Лещенко // Специалист. – 2013. – №: 5. – C. 37.
14. Логанова Т. С. Внеаудиторная работа как составная часть процесса подготовки специалистов / Т. С. Логанова // СПО. - 2014. - Прил. №: 9. - C. 140-143.
15. Михайлова Л. Н. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников / Л. Н. Михайлова // СПО. – 2011. – Прил.№: 11. - C. 51-58.
16. Муравьёва А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. - М.: Альфа-М, 2005. – 135 с.
17. Муртазин Г. М. Самостоятельная учебная работа учащихся / Г. М. Муртазин. – М.: Просвещение, 2009. – 520 с.
18. Огородников И. Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии / И. Т. Огородников. – М.: Просвещение, 2009. – 124 с.
19. Огородников И. Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся / И. Т. Огородников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 286 с.
20. Омельченко И. Н. Поиск новых форм самостоятельной работы студентов / И. Н. Омельченко // ПО. Столица. - 2013. - №: 10. - C. 16-18.
21. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 640 с.
22. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М.: Изд-во МГПИ, 2008. – 435 с.
23. Смирнова, Н. М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся / Н. М. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с.
24. Солоницын В.А., Шабанов Г.А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. Учебно-методическое пособие /Под ред. И.Г. Безуглова. – М.: МОСУ, 2005. – 64с.
25. Стрекалова Н. Б. Самостоятельная работа студентов в контексте управленческой триады / Н. Б. Стрекалова // Информатика и образование. - 2014. - №: 4. - C. 34-36.
26. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе / В. Т. Фоменко. – Ростов н /Д: ГНМЦ, 2004. – 145 с.
27. Шамова Т.Н. Методическое пособие «Управление процессом формирования системы качества знаний учащимися». – М., 2009. – 115 с.
28. Шамова Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 314 с.
29. Шумилова Н. Н. Специфика самостоятельной работы / Н. Н. Шумилова // Специалист. - 2015. - №: 10.- C. 16-17.
30. Яровая В. В. Организация самостоятельной работы на уроках/ В.В. Яровая // – 2006. – № 4. – С. 84–86.