Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время меняется содержание внеурочной деятельности, происходит активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не только смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования и определением внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.
ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности, отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
- учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочная деятельность» .
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы». Внеурочная деятельность учащихся по безопасности жизнедеятельности вносит свой вклад в формирование у учащихся безопасного образа жизни. Безопасный образ жизни человека – основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни. Современная окружающая среда таит в себе не мало опасностей: физических, психо-эмоциональных. Соответственно, формирование культуры безопасного поведения учащихся является значимым направлением, актуальным для дальнейшего изучения.
Актуальность проблемы организации внеурочной деятельности в старших классах по основам безопасности жизнедеятельности определяется потребностями системы российского образования и действующими противоречиями:
1. Объективной потребностью раннего информирования ученика о стандартах безопасного поведения, азами его освоения и отсутствием соответствующих образовательных программ.
2. Жизненной необходимостью в накоплении учениками опыта безопасного поведения в процессе жизнедеятельности и отсутствием научно-обоснованной педагогической методики, которая направлена на формирование этого опыта.
3. Значимостью целенаправленной деятельности сотрудников образовательных организаций, родителей учащихся и недостаточным практическим уровнем навыков в этом направлении.
Осмысление, приведенных выше противоречий позволяет сформулировать проблему: поиск эффективных путей организации внеурочной деятельности в старших классах по основам безопасности жизнедеятельности.
Объект курсовой работы: формирование культуры безопасной жизнедеятельности учащихся.
Предмет: внеурочная деятельность в старших классах по основам безопасности жизнедеятельности.
Цель – изучить практику организации внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в старших классах.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать значение формирования культуры безопасности учащихся;
- исследовать современные технологии организации внеурочной деятельности в старших классах;
- проанализировать направления организации внеурочной деятельности в старших классах по основам безопасности жизнедеятельности;
- изучить процесс организации квеста по основам безопасности жизнедеятельности в старших классах.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: С. В. Абрамова, Е. Н. Боярова, В.С. Безруковой, Д.А. Белухина, В. Б. Бондаревского.
Методы исследования, которые были использованы в работе: анализ специальной литературы; интерпретация; обобщение; изучение педагогического опыта; сравнение и обобщение.
Практическая значимость работы заключается в изучении практики организации внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в старших классах. Результаты курсовой работы могут быть использованы учащимся педагогических дисциплин для дальнейшего изучения и в дальнейшей деятельности.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kvest-po-obzh-dlia-10-11-klassov.html (дата обращения 24.10.2021)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения 24.10.2021)
3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие для студентов / С. В. Абрамова. Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1
5. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 200 с.
6. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 2 / Д.А. Белухин. - М.: МОДЭК, 2016. - 304 c.
7. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя / В. Б. Бондаревский. М. : Просвещение, 1985. 144 с.
8. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 512 c.
9. Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. Гафнер. / Народное образование. 2014. № 3, с. 186-192
10. Гафнер, В. В. Совмещение преподавания: «за» и «против». Совмещение преподавания нескольких учебных предметов как препятствие становления профессиональной компетентности педагога // В. В. Гафнер / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. №12. С. 53-55.
11. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2016. - 224 c.
12. Егоров, И.В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности // Вестник ПСТГУ — 2018. — №51. — С. 97-113.
13. Есина, Л. Д. Воспитание культуры поведения / Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий, 2018. - 344 c.
14. Кенжаев, Ш. Х., Душаев А. Ж., Суванкулов Х. Т. Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 731-733. — URL https://moluch.ru/archive/52/6956/ (дата обращения: 24.10.2021).
15. Колодницкий, Г. А. Внеклассная работа по ОБЖ // Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецова / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 39-48
16. Михайлов, А. А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 классы : методическое пособие / А.А. Михайлов. М. : Дрофа, 2009. 80 с.
17. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения / Николаева Светлана Олеговна. - М.: Владос, 2016. - 802 c.
18. Педагогическая психология. - М.: Сфера, 2016. - 480 c.
19. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 384 с.
20. Рычкова Н.А. Динамическое наблюдение детей. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007979112 (дата обращения 24.10.2021)
21. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания / Н.М.Таланчук. – Казань, 2017. – С. 17-18
22. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. - М.: «Издательство Прометей», 2018. - 208 c.
23. Титова Е.В. Если знать, как действовать / Е.В.Титова. – М.: Просвещение, 2017. – С. 103
24. Фоминова, А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 c.
25. Хохлов В.А. Квест по ОБЖ для 10-11 классов [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kvest-po-obzh-dlia-10-11-klassov.html (дата обращения 24.10.2021)
26. Швец. И.Н. Современные технологии во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/sovriemiennyie-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieia.html (дата обращения 24.10.2021)
27. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2016. - С. 97
28. Шумилова, Е.А. Содержание индивидуальной образовательной программы детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-individualnoy-obrazovatelnoy-programmy-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-do (дата обращения 24.10.2021)