Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Человек не может существовать изолированно от общества. Он постоянно находится в движении, приобретает новые знания и обменивается информацией с окружающими. В течение жизни существования человека постоянно меняется, у него формируются новые взгляды и интересы. Еще с самого детства, с рождения человека окружает семья, которая воспитывает в нем чувство уважения и любви и постепенно открывает путь во взрослый мир.
Основной задачей современной школы является формирование творческой и активной личности, всесторонне и гармонично развитого человека. О роли коллектива в формировании личности существует много разных соображений. Некоторые сводятся к тому, что воспитательное воздействие коллектива не оправдывает себя, а наоборот, подавляет личность, тормозит ее развитие.
Данная тема актуальна, учитывая то, что успешное развитие и формирование личности возможно только в коллективе. Поэтому для каждого педагога важным встает вопрос формирования коллектива учащихся, как благоприятной среды, для развития личности каждого воспитанника школы в познавательной деятельности.
Познавательная деятельность занимает видное место в жизни младшего школьника. Но многие учителя недостаточно учитывают его возможности в формировании коллективистских черт у учащихся. Преимущества трудового обучения и организации коллективной работы во внеурочное время используются не всегда. На занятиях часто преобладают индивидуальные формы работы, для общения школьников создается мало ситуаций.
Поскольку коллективизм как нравственное качество личности основан на единстве сознания и поведения, мы предположили, что его формирование наиболее эффективно осуществляется в познавательной деятельности, если она организована как коллектив. В связи с этим необходимо, чтобы в процессе овладения основами наук ученики систематически обогащали свое нравственное сознание о сущности коллективизма, его проявлениях, а само познание организовывалось как коллективный поиск, побуждающий каждого ребенка к сотрудничеству, взаимопомощи и способствующий непрерывным упражнениям в коллективистском поведении, мотивированном социальными целями. Также важно добиться целенаправленного расширения сферы коллективного общественно полезного труда, творческой деятельности и широкого общения со взрослыми от класса к классу, чтобы младшие школьники постоянно закрепляли свои знания о коллективизме, доводили их до личных убеждений и потребностей, обеспечивающих стабильность их коллективистского поведения.
Исследованием коллектива занимались такие выдающиеся педагоги как: Н.П. Аникеева, Й.А. Аркин, П. П. Блонский, И.П. Иванов, Т. Е. Конникова, М. Ю. Красовицкий, Р. К. Крупская, А.Т.Куракин, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л. И. Новикова, В.А. Сухомлинский, С. Т.Шацкий, и др.
Познавательная деятельность учащихся младших классов была предметом изучения З.И.Васильевой, М.Д. Виноградовой, Н.С.Дежниковой, В.В.Котова, Х.Й. Лийметса, И.Б.Первина, В.А.Синицкой, Н.Я.Скоморохова, В.П.Тарантея и др. Эти исследователи установили, что и учебный труд, если он организован как коллективная поисковая деятельность, оказывает благотворное влияние на воспитание у школьников коллективизма.
Сложившаяся ситуация в теории и на практике определила выбор темы нашего исследования «Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе познавательной деятельности».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бех, И.Д. Воспитание личности: Учебник / И.Д. Бех. – К.: Лыбидь, 2012. – 848 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
3. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. - 2017. - № 8. - С. 71–78.
4. Бучковская, В. В. Личностно-ориентированный подход к воспитанию в педагогическом наследии А. С. Макаренко / В. В. Бучковская. – К.: 2014. – 20 с.
5. Вайсбанд, И. Что это такое – «Хороший коллектив?» / И. Вайсбанд // Знание-сила. – 2017. - №10. – С. 10-22.
6. Варламова, А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие / А.Я. Варламова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. – 74 с.
7. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. - 2018. - № 2. - С. 30-33.
8. Зайченко, И.В. Педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. закл. / И. В. Зайченко. - М.: Просвещение, 2016. – 528 c.
9. Казакина, М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности / М.Г. Казакина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 19 с.
10. Конникова, Т. Организация коллектива учащихся в школе / Т. Конникова. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
11. Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В. М. Коротов. – М.: Педагогика, 2010. – 326 с.
12. Немов, Р. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. Немов. – М.: Педагогика, 2008. – 140 с.
13. Новикова, Л. Педагогика детского коллектива / Л. Новикова. – М.: Педагогика, 2010. – 144 с.
14. Макаренко, А. Коллектив и воспитание личности / А. Макаренко. – М.: Педагогика, 2010. – 335 с.
15. Макаренко, А. С. Человек должен быть счастливым: Избранные статьи о воспитании / сост., В. Э. Черных. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – 288 с.
16. Матвиенко, А. В. Личность в системе коллективных отношений / В. Матвиенко // Воспитание школьников. – 2018. - №10. – C. 104-123.
17. Моргаевская, А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике / А.Н. Моргаевская. – СПб.: 2015. – 122 с.
18. Олейник, Ю. Межличностные отношения в коллективе / Ю. Олейник // Человек и труд. – 2016. - №7. – С. 60.
19. Проблема детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Под ред. А.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой. – М.: Педагогика, 2011. – 318 с.
20. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 190 с.
21. Фицула, М. М. Педагогика: учеб. пособ. / М. Н. Фицула. – К.: Академиздат, 2017. – 393 с.
22. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман. – М.: Высь, 2015. – 179 с.
23. Шкирман, А.Л. Коллектив и развитие личности школьника / А.Л. Шкирман. – М.: Гардарики, 2012. – 340 с.