Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2. Воспитание: цель, содержание, субъекты 10
1.3. Сущность комплексного подхода в воспитании младших школьников 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и проведение исследования уровня воспитанности детей младшего школьного возраста 22
2.2. Проект программы, направленной на повышение уровня воспитанности детей младшего школьного возраста 27
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективными изменениями в России – экономическими, политическими, культурными, социальными. Вместе взятые, они оказывают закономерное влияние на систему современного образования, для которой характерны такие черты, как вариативность, динамизм, творчество. Образовательные организации нашей страны – будь то дошкольные, общеобразовательные или профессиональные – в условиях интенсивных изменений должны работать не в режиме функционирования, а в режиме развития, так как происходящие преобразования слишком стремительны, что влечет за собой необходимость обновления. Объективная обусловленность модернизации образовательной системы как социального института осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», постановлениями и распоряжениями правительства, его приказами и письмами. В перечисленных нормативных источниках образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Такую организацию жизнедеятельности обучающихся, которая способна гарантировать полноценное проживание периода взросления, как значимого периода развития может обеспечить комплексный подход в воспитании.
Использование комплексного подхода приобретает особую значимость при получении систематического образования, которое начинается с начальных классов. Воспитание детей младшего школьного возраста требует особого внимания со стороны педагогам, так как имеет особенности, касающиеся сложного внутреннего мира ребенка. С первых дней пребывания в школе формируется его отношение к образовательной организации, учителям, ровесникам, вырабатываются основы социального поведения. Необходимо также иметь в виду принципиально новые условия развития современного ребенка. Вышеперечисленные факторы учитываются в комплексном подходе в воспитании учащихся начальных классов: он придает всему педагогическому процессу единую целевую направленность, на что указано работах И.А. Колесниковой, Е.В. Михайлиной, М.Г. Семенищевой, В.А. Сластёнина, И.П. Подласого и др. Психологические особенности младшего школьного возраста раскрыты в трудах Е.А. Бежевца, Ю.В. Илюничевой, Б.Т. Лихачева, О.Н. Молчановой, В.С. Мухиной, А.И. Старых и др.
Объект исследования – процесс воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – использование комплексного подхода в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать использование комплексного подхода в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть, что такое воспитание, обозначить его цель, содержание, перечислить субъекты;
3) проанализировать сущность комплексного подхода в воспитании;
4) осуществить диагностику уровня воспитанности детей младшего школьного возраста;
5) разработать проект программы, направленной на повышение уровня воспитанности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме настоящей работы) и эмпирические (беседа, обобщение передового педагогического опыта).
База исследования: ГБОУ гимназия № 642 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243-244.
2) Бежевец Е.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков: автореф. дисс. … канд. пед наук / Бежевец Дмитрий Александрович; ГОУ ВПО Московский государственный областной университет. – М., 2915. – 24 с.
3) Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) / К.И. Бузаров // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – №2. – С. 32-36.
4) Воспитательная деятельность педагога: коллективная монография / Под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
5) Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика. – 2017. – №10. – С. 38-47.
6) Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников / В.В. Дрожжинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №9. – С. 166-170.
7) Елисеев Ю.Ю. Экологические проблемы Саратовской области / Ю.Ю, Елисеев // Студент года 2020: сб. ст. науч.-исслед. конкурс. – Петрозаводск, 2020. – С. 309-314.
8) Зиедуллаев А.Э. Современный комплексный подход к воспитанию школьников // European science. – 2016. – №3(13). – С. 83-86.
9) Илюничева Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста / Ю.В. Илюничева // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Новосибирск, 2018. – С. 12-19.
10) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2015. – 448 с.
11) Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Владос, 2016. – 607 с.
12) Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / под ред. Т.И. Рудневой. – Самара: Самарский университет, 2017. – 164 с.
13) Минькова И.Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю / И.Н. Минькова // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №6. – С. 66-82.
14) Михайлина Е.В. Педагогический потенциал русской народной сказки в воспитании младших школьников: автореф. дисс. … канд. пед наук / Елена Владимировна Михайлина; Институт художественного образования Российской академии образования. – М., 2014. – 26 с.
15) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: монография / О.Н. Молчанова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
16) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 495 с.
17) Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или Как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 18-24.
18) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2016. – 268 с.
19) Павлова Г.С. Половые различия в формировании каллиграфического навыка младших школьников / Г.С. Павлова // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: матер. пед. конф. – Ярославль, 2017. – С. 175-177.
20) Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2015. – 352 с.
21) Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: методич. пособ. для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 365 с.
22) Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: монография / Е. И. Пургина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 275 с.
23) Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст / В.Д. Сайко // Вопросы психологии. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/ issues/1986/862/862067.htm. – Дата обращения: 04.11.2021.
24) Сембрат А.Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект / А.Л. Сембрат // Концепт. – 2014. – №6. – С. 151-155.
25) Семенищева М.Г. Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Марина Геннадьевна Семенищева; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2013. – 28 с.
26) Старых А.И. Психологические особенности внимания младших школьников / А.И. Старых // Вопросы науки и образования. – 2018. – №16(28). – С. 66-68.
27) Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Книга по требованию, 2018. – 104 с.