Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИДЕРАМИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА……………………………………………………………………5
1.1 Лидер: понятие, качества, концепции лидерства…………………………5
1.2 Лидеры детского коллектива………………………………………………9
1.3 Обобщение опыта российских педагогов по организации воспитательной работы с лидерами детского коллектива……………………..13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИДЕРАМИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………………………..18
2.1 Выбор и обоснование методов диагностики лидеров детского коллектива………………………………………………………………………..18
2.2 Разработка и реализация программы организации воспитательной работы с лидерами детского коллектива……………………………………….22
2.3 Анализ и обобщение проведенной работы……………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет социализация в развитии личности. Социальное развитие ребенка немыслимо без освоения культурного наследия. Важным фактором развития процесса является общение и деятельность. Взаимодействуя с окружающими, пробуя свои силы в конкретных делах, дети тем самым усваивают и присваивают (интериоризируют) общественный опыт. В этот период осуществляется адаптация к нормам жизни в социуме, закладываются основы духовно-нравственной ориентации, формируется навык социального и гражданственного поведения. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что наиболее оптимально процесс развития личности и ее социализация происходит в детском коллективе, на что указано в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новикова, И.П. Иванов, К.Д. Радина, В.А. Сластёнина, Е.И. Шиянова и др.
Потенциал детского коллектива как носителя социальной активности личности осмыслен в трудах А.В. Волохова, М.З. Ильчикова, Д.И. Фельдштейна и др. Изучению идей воспитательного пространства посвящены публикации Л.В. Алиевой, И.А. Зимней, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др. Гуманистический подход к воспитанию, строящемуся на субъект-субъектном взаимодействии проанализирован Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.В. Мудриком, В.В. Столиным, Л.И. Уманским, Г.А. Цукерман, Д.Б. Элькониным и др. Психологические аспекты развития инициативы, взаимодействия личности и коллектива раскрываются в диссертационных исследованиях А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Э.А. Мальцевой, Р.С. Немова, Я.А. Пономарева, В.И. Слободчикова, Ю.В. Шаронина, Н.Н. Ярушкина и др.
Объект исследования – деятельность лидеров детского коллектива.
Предмет исследования – организация воспитательной работы с лидерами детского коллектива.
Цель исследования – разработать и реализовать содержание педагогической программы, направленной на организацию воспитательной работы с лидерами детского коллектива.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «лидер», перечислить его качества, описать концепции лидерства;
2) обобщить опыт российских педагогов по организации воспитательной работы с лидерами детского коллектива;
3) осуществить диагностику развития лидерских качеств младших школьников;
4) реализовать программу организации воспитательной работы с лидерами детского коллектива, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (беседа, наблюдение; формирующий педагогический эксперимент; качественная и количественная оценка полученных результатов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подобранный и систематизированный материал, посвященный описанию стадий развития детского коллектива и его функций, может быть использован студентами для подготовки к семинарским занятиям по педагогике.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогической программы, направленной на организацию воспитательной работы с лидерами детского коллектива. Данная информация может быть полезной заместителям директоров по воспитательной работе школ и учителями начальных классов.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азаров В.Н. Анкетная методика измерения импульсивности // Новые исследования в психологии. – 2013. – №2. – С. 52-63.
2) Бородина В.В. Внеурочная деятельность как пространство формирования лидерских качеств у старшеклассников // Инновационная наука. – 2015. Т. 1. № 1-2. – С. 188-192.
3) Дмитраков А.М. Феномен лидерства как социально-психологическая проблема / А.М. Дмитраков, Ю.И. Андриенко // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2015. – №1. – С. 4-10.
4) Захарищева М.А. Макаренко и современные педагоги о детском коллективе: общее и особенное / М.А. Захарищева, Д.Ю. Скрябина // Социальная педагогика. – 2019. – №1. – С. 97-100.
5) Ильин В.А. Психология лидерства. – М.: Юрайт, 2018. – 562 с.
6) Комарова Е.В. Лидерство. – Днепропетровск: ДГФА, 2016. – 286 с.
7) Ксенофонтова Е.Г. Лидерство как стремление, или исторические тенденции понимания феномена лидерства // Известия Саратовского университета. – 2016. – Т. 16. – №2. – С. 142-147.
8) Кучер К.Е. Технология развития лидерского потенциала // Менеджер образования. – 2017. – № 4. – С. 12-18.
9) Лидерство в детском коллективе / авт.-сост. Л.М. Волкова, А Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2018. – 128 с.
10) Ляхова В.А. Проблема лидерства в детском коллективе // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб. материал. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 54-56.
11) Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. – М.: Владос, 2015. – 640 с.
12) Педагогика детского коллектива: учебно-методический комплекс / Сост. Ю.А. Корневская, О.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2019. – 75 с.
13) Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 574 с.
14) Потапенко Е.Ю. Реализация педагогических условий развития организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности // Педагогические и психологические науки. – Казань, 2017. – С. 88-96.
15) Семенова Н.В. Детский воспитательный коллектив как педагогический феномен // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – №5(26). – С. 51-54.
16) Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – №4. – С. 3-7.
17) Фетисова Н.А. Развитие творческого мышления у подростков во внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе // Инновационные тенденции развития системы образования: сб. матер. научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. – С. 161-165.
18) Хроменкова K.M. Культурно-творческое пространство общественного объединения «Школа аниматоров» как средство развития лидерских качеств личности подростков // Непрерывное профессиональное художественное образование в условиях диалога культур: матер. науч.-практ. конф. –Астрахань, 2015. – С. 322-327.
19) Чурикова И.Э. Проблема лидерства в детском ученическом коллективе [Электронный ресурс]. – Рязанский институт развития образования. – Режим доступа: http://rirorzn.ru/publication/psikhologiya_sub/problema-liderstva-v-detskom-uchenicheskom-kollektive/. – Дата обращения: 11.11.2021.
20) Шебалов А.Д. Основные качества лидера / А.Д. Шебалов, Ю.А. Киселева, А.Д. Симагина // Проблемы науки. – 2017. – №10(23). – С. 105-106.
21) Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: сборник методик. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. – 88 с.