Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Используемые понятия 5
Глава 1. Теоретический аспект системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку в начальной школе посредством использования информационных технологий 7
1.1. Системно-деятельностный подход в современном образовании 7
1.2. Трактовка информационных технологий обучения 10
Глава 2. Эмпирический аспект системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку в начальной школе посредством использования информационных технологий 15
2.1. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку в начальной школе посредством использования информационных технологий 15
2.2. Рекомендации для педагога, реализующего системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в начальной школе посредством использования информационных технологий 26
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование на уровне начальной школы реализуется согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО) [25]. Министр просвещения Российской Федерации Кравцов С.С. напоминает всем участникам образовательного процесса о том, что в основе образовательного стандарта лежит системно-деятельностная парадигма, что предполагает не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, а всестороннее, но направленное развитие личности, ее стремление к нравственности и социальной адаптации [13]. Актуальность исследования практической реализации системно-деятельностного подхода в рамках отдельных школьных предметов обусловлена тем, что педагоги озадачены поиском путей реализации системно-деятельностного подхода с помощью современных методов обучения.
На текущем этапе реализации ФГОС все еще довольно слабо разработан системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка в начальной школе. Оказалось, что на практике преподавателям иностранного языка достаточно сложно отойти от привычных канонов обучения, подобрать технологии обучения, развивающие личность, а не транслирующие знания. В связи с этим, целью данной работы является выявление особенностей реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка в начальной школе посредством информационных технологий.
Объект настоящего исследования – системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка в начальной школе посредством информационных технологий.
Согласно цели исследования, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) описать сущность системно-деятельностного подхода в современном образовании;
2) дать трактовку информационных технологий обучения;
3) методически обосновать процесс реализации системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку в начальной школе посредством использования информационных технологий;
4) составить рекомендации для педагога, реализующего системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в начальной школе посредством использования информационных технологий.
Методологическая основа исследования: теория деятельности и деятельностного подхода Л.С. Выготского [8] и А. Реана [20]; теория системного подхода Б.Г. Ананьева [1]; теория системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова [4]; теория использования педагогических технологий В.А. Беспалько [7], а так же коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий О.Л. Гнатюк [11] и А.В. Нестерова [19].
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования.
Структура работы: работа состоит из 35 страниц, включает в себя введение, используемые понятия, две главы, заключение, список литературы, включающий в себя 30 источников. В работе содержится 5 рисунков.
Используемые понятия
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом (Выготский Л.С.) [8, стр. 290].
Деятельность – это осознанная, целенаправленная активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов (A. Реан) [20, стр. 309].
Информационные технологии – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда (ЮНЕСКО) [19, стр. 3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика. – 2019. – 523 с.
2) Английский язык. Тренажер по чтению // «Профессор Знаев». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.znaew.ru/index.php/anglijskij-yazyk-trenazher-po-chteniyu
3) Анохин П.К. Полезный результат как организующий фактор системы. – М.: Наука. – 2019. – 510 с.
4) Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya
5) Башлыкова О.М. Использование ИКТ на уроках английского языка - эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся. – 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://s.econf.rae.ru/pdf/2014/09/3701.pdf
6) Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – СПб.: Питер. – 2017. – 375 с.
7) Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. – 1989. – 192 с.
8) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика. – 2017. – 419 с.
9) Габазова О.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. – 2019. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kubinka-sosh-1.odinedu.ru/documents/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%98%D0%9A%D0%A2%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5.pdf
10) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Педагогика. – 2000. – 209 с.
11) Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. – М.: КНОРУС. – 2012. – 256 с.
12) Закон «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
13) Колесникова К. Кравцов: в конце школы ученики должны быть воспитаны, обучены и здоровы // Российская газета – Федеральный выпуск. – 2021. – №2 (8353). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/2021/01/11/kravcov-v-konce-shkoly-ucheniki-dolzhny-byt-vospitany-obucheny-i-zdorovy.html
14) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
15) Котова С.К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37-41.
16) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – СПб.: Питер. – 602 с.
17) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/
18) Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. – Якутск. – 2004. – 76 с.
19) Нестеров А.В. Информационно-коммуникативные технологии. – М.: НИУ ВШЭ. – 2013. – 12 с.
20) Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер. – 2001. – 523 с.
21) Русинова Е. Английский школьникам. Тренажер по чтению. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YnA5dyPgK18
22) Созинов Л.Ю. Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс». – 2002. – 384 с.
23) Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
24) Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. – ИЯШ. – №5. – 2019. – с. 40-41.
25) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_noo31122015.pdf
26) ФПЦ «Электронная Россия». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/
27) Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. – ИЯШ. – №2. – 2002. – 43-47.
28) «Школа». Короткие тексты на английском для детей и начинающих. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.fabishek.com/2016/04/shkola-korotkie-teksty-na-anglijskom-dlya-detej-i-nachinayushhix/
29) Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. – СПб.: Издательство студии Артемия Лебедева. – 2015. – 118 с.
30) Ashliman D.L. Little Red Riding Hood. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sites.pitt.edu/~dash/type0333.html