Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и явлениями окружающего мира - одна из задач умственного воспитания.
В общих чертах процесс познавательного развития, приобретен6ия знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе закладываются правильные представления об отношениях природы и социума. В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличившиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним.
Данные требования регламентируются действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности приобретает проблема умственного воспитания дошкольников, ядром, которого устанавливается ознакомление дошкольника с окружающим миром в ходе познавательного развития.
В п. 2.6. ФГОС ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы., представляющие определенные направления развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
Достижение перечисленных задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников. И в первую очередь через экологическое воспитание ребенка, ФЭМП, экспериментирование.
При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые воспитательно – образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей дошкольников (ведущий вид деятельности, уровень сформированности психических характеристики т.д.), а также в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с окружающим миром, не только познает его реалии в области растительного, животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним взаимодействовать , оперируя полученным опытом.
В работах И.Б. Дуденко, А.Н. Захлебного и И.Д. Зверева отмечается, что современный критерий воспитанной и образованной личности включает в себя не только знания по окружающем мире, но и умение жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Именно на это направлено познавательное развитие в современном ДОО.
Проблема исследования: как развивать представления об окружающем мире у дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия на процесс формирования представлений об окружающем мире у дошкольников.
Объект исследования – процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение знаний об окружающем мире для познавательного развития дошкольников;
2. Дать характеристику и выявить уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть реализации выявленных условий в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений об окружающем мире
Методическая основа данной работы представлена несколькими составляющими, которые носят комплексный характер [11]. Первые работы, в которых были высказаны мысли о возможности воспитания дошкольников средствами окружающего мира, принадлежат известнейшим зарубежным и отечественным ученым, среди которых: С.Т. Шацкий, Ж.Ж. Руссо и Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и Я.А. Коменский, А. С. Макаренко и И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский и другие. Теоретические и методические стороны проблемы взаимоотношений человека и природы подняты в трудах В. И. Мясницевича и Л.С. Игнаткиной.
Принципы формирования системы знаний о природе у дошкольников и вопросы взаимосвязей их труда в природной среде с диапазоном возможностей для полноценного развития поднимают труды: Е. И. Тихеевой, Д.В. Сергеевой и Н.К. Крупской, В. Г. Нечаевой и С.А.Веретенниковой, С. Н. Николаевой и других. Особенности создания представлений о росте и динамике развития на примере флоры описывала Т. В. Христовская. Совокупность стимулирующих детский познавательный интерес относительно окружающего мира приемов и методов собрана в трудах В. Г. Фокиной и С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой и Р. С. Буре, и другие.
Теоретическая значимость работы заключатся в обобщении основных аспектов исследуемой проблемы, отраженных существующей тематической литературе и программах по познавательному развитию дошкольников, в свете реализации ФГОС ДО.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова, Е. Ф. Дидактическая игра как переходная форма обучения старших дошкольников на этапе подготовки к школе [Текст] // Е. Ф. Акулова Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2009. - № 2. - С. 75-81.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Бакина, Н. А. Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Бакина, Т. А. Серебрякова, В. В. Шамина. // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 3 (21). - С. 149-154.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] А.К. Бондаренко - М: Просвещение, 1991 - 160 с.
5. Васильева, К. В. Живая природа в нравственном воспитании дошкольников [Текст] / К. В. Васильева, Д. А. Гусев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
6. Вишнякова, С. М. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]: словарь. Профессиональное образование. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
7. Ворошилова, В. М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] / В. М. Ворошилова, Ю. П. Баглаева // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 2. - С. 13-29.
8. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. - СПб: Союз, 1997. - 95 с.
9. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Собрание сочинений: в 6 т. - Т2. - М.,1982. - С. 319-328.
10. Газина, О. М. Программно-методическое обеспечение содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, О. В. Погожева // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 15. – С. 117-125.
11. Гуняга, Н. А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста: на материале природы родного края [Текст]: дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.07 / Н. А. Гуняга. – Ростов н/Д, 2001. – 189 с.
12. Гюлушашян, К. С. Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования / К. С. Гюлушашян, А. И. Бабич, О. М. Газина // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 15. – С. 142-149.
13. Дереполенко, М. А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания [Текст] // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. - №1. – С. 76-80.
14. Дорошко, О. М. Формирование экологической культуры как направление педагогической деятельности [Текст] // Вестник ЧГПУ. – 2011. - № 11.- С.59-65.
15. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
16. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: из опыта работы [Текст] / Е. И. Золотова; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982 . – 93 с.
17. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]. – Ярославль: [б. и.], 1997. – 238 с.
18. Керимов, Д. Ф. Понятие о социально-экологическом воспитании [Текст] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2011. - № 1. – С.97-100.
19. Керимова, А. В. К вопросу подготовки будущих учителей к экологическому образованию детей дошкольного возраста [Текст] // МНКО. – 2012. - №2. – С. 71-73. 20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
21. Лаврентьева, Н. Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада [Текст] // Фундаментальные исследования. – 2014. - №11-3. – С. 616-620.
22. Лаврентьева, Н. Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 3. – С. 44-50.
23. Любина, Г. А. Гармоническая атмосфера Монтессори [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. – С. 47-52.
24. Маркова, М. Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Текст] // Вестник ПАГС. – 2011. - № 2. – С. 199-203.
25. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя [Текст]. – Екатеринбург, 1996.
26. Нескучаева, Л. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей [Текст] / Л. Нескучаева, И. Пискунова, Ю. Черненко. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – С. 15-22.
27. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] – М.: Владос, 2006. – 135 с.
28. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : работа с детьми сред. И ст. групп дед. Сада.: 59Н. Для воспитателей дед. Сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
29. Павлова, Л. Ю. Дидактические игры как средство экологоэстетического воспитания детей 5-7 лет [Текст] : дис. … канд. Пед.наук: 13.00.01, 13.00.07 / Л.Ю. Павлова. – М., 2002. – 203 с. 30. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл.ред.Б.М.БимБад. — М. : Большая Рос.энцикл., 2003. — 528с.