Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития памяти ребенка в период детства, что отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На сегодняшний день, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, основной задачей образовательного учреждения является формирование у учеников умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.
Память, как и все психические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления, которые имеют для его деятельности особое значение. Все, что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связано. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании человека и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо [15].
К началу младшего школьного возраста ребенка характеризует достаточный уровень развития восприятия и сенсорного развития: дети обладают развитым слуховым восприятием, остротой зрения, восприятием цвета, формы, величины, пространственных характеристик объектов.
Учебная деятельность предъявляет новые требования к перцептивным процессам младшего школьника. При восприятии учебного материала требуются произвольность и осознанность перцептивной деятельности младшего школьника, точность восприятия определенных эталонов – образцов, на которые необходимо ориентироваться при выполнении учебных действий. Произвольность и осознанность восприятия интенсивно развиваются под влиянием учебной деятельности в тесной взаимосвязи друг с другом.
Механическое заучивание детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно.
Математическая информация, которая демонстрируется на уроках математики, в большинстве случаев имеет наглядно-образную демонстрацию, поэтому большая часть информации воспринимается младшими школьники на слух и зрительно.
Несмотря на разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе возникает противоречие между необходимостью развития памяти у младших школьников и недостаточно методическим обеспечением.
Проблема исследования: как развивать зрительно-слуховую память у младших школьников на уроках математики?
Цель: теоретическое изучение процесса формирования зрительно-слуховой памяти у младших школьников на уроках математики и проведение диагностики по выявлению уровня развитости их зрительно-слуховой памяти.
Объект: зрительно-слуховая память у младших школьников.
Предмет: формирование зрительно-слуховой памяти у младших школьников.
Для достижения указанной нами цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию памяти, зрительно-слуховой памяти;
- изучить особенности формирования зрительно-слуховой памяти у младших школьников;
- рассмотреть особенности приемов и методов на развитие зрительно-слуховой памяти на уроках математики;
- привести описание методик по диагностике уровня развития зрительно-слуховой памяти у младших школьников;
- привести работу по развитию зрительно-слуховой памяти у младших школьников;
- проанализировать полученные результаты и выявить эффективность проделанной работы.
В работе были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы, включающие в себя наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
Методологическую основу исследования составляют труды исследования памяти: (Г. Эббингауз), труды об основных законах закрепления воспроизведения следов памяти у человека (Г.Э. Мюллер), труды о прямой зависимости памяти от практической деятельности человека (П. Жанне), психологический труды деятельности (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко), труды об исследовании вопроса развитии высших форм памяти (Л.С. Выготский), теория о закономерностях высшей нервной деятельности (И. П. Павлов).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, разработанные занятия могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
База исследования:
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений
1. Теоретические основы проблемы изучению зрительно-слуховой памяти младших школьников на уроках математики
1.1Понятие о зрительно-слуховой памяти в психолого-педагогической литературе
На сегодня в психолого-педагогической науке не существует какого-либо единого и четкого мнения по определению понятия памяти. К памяти можно отнести процесс сохранения информации о раздражители, после того как его действие уже прекратилось. Но, ни одно из существующих определений памяти, которое обозначено в литературе, не может полностью ее раскрыть. Поэтому, чтобы дать более верное определение понятия памяти, необходимо рассмотреть, разные подходы и точки зрения, мнение авторов относительно данного вопроса и на их основании, сформулировать собственное определение понятия памяти.
Так, если обратиться к определению, которое дал Е. И. Рогов, то память является «системой мнемических процессов, основная цель которых, заключается в запоминание и сохранение, а также последующего воспроизведения информации в словесной форме, тех действий и знаний, которые субъект получил ранее в прежнем опыте» [22].
Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит Л.С. Выготскому – великому русскому психологу и исследователю, впервые сделавшему предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти [5]. Вместе со своими учениками Л.В. Занковым и А.Н. Леонтьевым он показал, что высшие формы памяти выступают сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, проследил ключевые этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания [16].
Другой русский ученым - А.Р. Лурия, под памятью понимал запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, который дает человеку возможность накопить информацию и в дальнейшем иметь дело уже со следами своего прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления уже исчезли [19].
Таким образом, понятие памяти является многозначным, ее значение велико для нормального функционирования личности. Память лежит в основании разных способностей человека, является условием научения и приобретением знаний, а также формированием умений и навыков. Память имеется у всех живых существ, но наиболее высокого уровня развития в ходе эволюции она достигла у человека.
Постепенно в экспериментальные исследования изучения памяти стали вводить новый материал, впоследствии стали появляться представление о том, что память также имеет свои виды, она может быть, образной, словесной, логической, а также специфической, к которой относят зрительную, моторную или слуховую. П.П. Блонский говорит о том, что «…со временем, под влияние практических экспериментов, память была названа «чистой мнимой» и стала ассоциироваться с другими психологическими процессами, вниманием, мышлением и восприятием» [2].
Качественные различия выступают как доминирование отдельных видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной, эмоциональной и других видов, которые мы рассмотрим ниже.
В «чистом» виде доминирования какого-либо вида памяти как одного из перечисленных - является крайне редко. На практике, как правило, можно столкнуться с различными сочетаниями слуховой, зрительной и двигательной (моторной) видами памяти. Но, было отмечено многими исследованиями, что у большинства доминирует именно зрительная память [14].
Зрительная память отвечает за хранение и воспроизведение зрительных образов. Очень хорошо она развита, скажем, у художников и в целом у визуалов – людей, для которых зрительный канал восприятия информации – основной. Различные наглядные пособия – как раз для таких детей [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белопольская Н.Л. Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет/ Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2013. – 135 с.
2. Блонский П. П. Память и мышление. М. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. 213 с.
3. Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 121–125.
4. Веракса Н. Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 446 c.
5. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Апрель пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Гончаров, В.И. «Память на движения» как специальный вид памяти / В.И. Гончаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 1 (107). – С. 35-39.
7. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. С. 371–379.
8. Жуина, Д.В. Сравнительный анализ возрастных особенностей памяти в младшем школьном / Д.В. Жуина, В.А. Ховрина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2016. – № 1. – С. 206-210.
9. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. С. 465–476.
10. Кольберг, Н.А. Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ / Н.А. Кольберг // Молодой ученый. – 2017. – № 2 (136). – С. 597-602.
11. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 264 с.
12. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
13. Марков В. Н. Память как основа единства: многоуровневая модель памяти // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2016. С. 22–35.
14. Мишанова О.Г. Методология и технология педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск, 2012. - 284 с.
15. Мулюкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция видов памяти / С.А. Мулюкова // В мире науки и инноваций: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 декабря 2016 г., г. Пермь) в 8 ч. – Ч.5. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 145-147
16. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия; Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. С. 420–436.
17. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СанктПетербург: Питер, 2007. 319 с.
18. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2014. 720 с.
19. Немов, Р.С. Социальная психология: учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2011. – 680 с.
20. Немов Р. С. Психология. Москва: ВЛАДОС, 2013. 688 с.
21. Примова, И.Ю. Использование тренинговых упражнений для слуховой и младшими школьниками) / И.Ю. Примова // Начальное образование. – 2008.- №1.- С. 32-33.
22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие. М. : Юрайт, 2016. 412 с.
23. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013. - 176 c.
24. Чуприкова Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека // Научно-методический журнал «Мир психологии». 2017. С. 15–22
25. Эббингауз Г. О Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии. М. : 1979. 9 с