Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значительный рост культурных и деловых контактов, экономическая и политическая интеграция требует вовлечения большего числа кадров в разных областях науки и техники. Как следствие, повышаются требования к умению разговаривать на английском языке.
В настоящее время основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции, в том числе практическое овладение иностранным языком. Формирование навыков устной речи необходимо не только как стимул для повышения мотивации к изучению иностранного языка, но это также играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности.
На старших классах средней школы закладываются основы владения иностранным языком. Именно этот этап является исключительно важным для формирования навыков и умений бытового общения
Согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта [29], главной целью обучения иностранному языку является умение осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Следовательно, учитель должен делать упор на развитие у учащихся речевых навыков на иностранном языке.
В воспитании и образовании молодого поколения неоспоримо участвуют средства массовой информации. Они становятся «окном в мир» для ребят, воздействуют на жизненные идеалы и ценности: воспринимаются как источник социальной информации, способствуют формированию мировоззрения, помогают выработать собственную позицию.
Использование средств массовой информации на уроках английского языка весьма актуально на сегодняшний день, поскольку данный материал современен, аутентичен, информативно насыщен, для многих учителей отечественных школ служит дополнительным источником погружения учащихся в языковую атмосферу.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
― стремительным прогрессом в развитии современных СМИ и в связи с этим появлением возможности использовать их в качестве средства обучения;
― необходимостью поиска наиболее эффективных средств обучения устной речи на английском языке с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Объектом исследования является процесс обучения устной англоязычной речи на старшем этапе общеобразовательной школы.
Предметом исследования является обучение устной англоязычной речи с использованием материалов англоязычных СМИ.
Цель исследования – изучить возможности использования англоязычных СМИ для обучения устной речи на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) Описать психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста;
2) Определить содержание и цели обучения устной речи в старших классах;
3) Описать методы обучения англоязычной устной речи;
3) Провести обзор англоязычных СМИ на предмет использования в педагогической практике;
4) Разработать план-конспект урока по обучению устной англоязычной речи с использованием средств массовой информации.
Для решения указанных задач использовались следующие методы исследования: сбор и анализ научно-популярной, педагогической и методической литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно будет использовать для разработки занятий по развитию устной речи в старших классах средней общеобразовательной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы обучения устной речи на уроках английского языка учащихся старших классов средней школы с использованием материалов англоязычных СМИ
1.1. Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста в области применения СМИ в учебном процессе
Ученики 10-11 классов относятся к так называемым старшим подросткам, или к старшему школьному возрасту. У детей этого возраста по-новому складываются отношения с учителями и друг с другом, обнаруживаются новые особенности активности, в иных, чем прежде, направлениях заявляет о себе их интеллект, по –разному проявляется учебная успешность.
Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах [1].
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности [20]. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение [3].
Все эти особенности старшего школьного возраста предопределяют поиск новых методов работы на уроках с целью более углубленного и необычного применения учебного материала.
Применение средств массовой информации в сфере образования, а именно на уроках иностранных языков, с каждым днем возрастает. С применением информационных технологий учителя получают возможность использовать различные медиа для обогащения языковой среды своего класса, способствовать ускорению процесса обучения, улучшить усвоение предмета, привить интерес к изучаемому предмету.
Для самостоятельной работы со СМИ учащимся предстоит освоить приемы работы с документами и источниками, которые смогут использовать в дальнейшей жизни и применять в изучении смежных наук. При работе со СМИ используются такие методы работы, как отбор текстового материала, иллюстраций, анализ и обработка документов, схем, карт, видеофрагментов, фотоматериалов [14]. Ученикам предлагается использовать основы развивающего обучения, такие как анализ и детальное изучение источников, обобщение и сравнение, аргументация своего мнения, систематизация в таблицы, схемы и иерархии.
Таким образом, материалы СМИ в освоении курса «Английский язык» имеют свои преимущества:
1. Данные материалы из СМИ позволяют актуализировать теоретические аспекты речевых умений и изучаемой темы на уроке.
2. Самостоятельная работа обучающихся с материалами СМИ позволяет развить имеющие собственные компетенции в области чтения, говорения.
3. Создание дополнительной мотивации в изучении английского языка через использование материалов средств массовой информации, аудиторию которых составляет молодежь
4. Упрощение и дополнение подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ, ОГЭ) по английскому языку через привлечение источников и данных из СМИ совершенствования навыков говорения, аудирования.
Таким образом, можно заметить, что психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста, приближение конца обучения и сдачи ЕГЭ, все это обуславливает дополнительную работу в области изучения отдельных предметов. Изучение английского языка в старших классах особо значимо, так как будущие выпускники школ должны владеть английским языком для дальнейшего обучения в высших заведениях. Широкое использование учащимися материалов СМИ на уроках английского языка позволяет формировать и развивать самые разнообразные умения и навыки, необходимые школьника.
1.2. Цели и задачи обучения устной речи на уроках английского языка в старших классах
Анализируя цели и задачи обучения устной речи на уроках английского языка в старших классах, мы считаем необходимым остановиться на краткой характеристике говорения (устной речи) как вида речевой деятельности.
Устная речь – один из продуктивных видов речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устное общение и которое возникает, когда у индивидуума появляется к этому коммуникативная потребность [10].
Говорение, как и любой другой вид деятельности человека, всегда целенаправлен и имеет ряд характеристик, основной из которых является: осуществление функции общения в жизни человека. Говорение - одно из речевых умений, имеет свой продукт и результат – иноязычное высказывание [19]. И как деятельность, и как продукт говорение имеет свои характеристики, которые как ориентир должны способствовать правильному обучению данному виду речевой деятельности.
Общение осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Для осуществления обмена информацией в устной форме говорящему необходимо владеть такими средствами общения как говорение и аудирование как виды речевой деятельности. Для письменной формы общения – чтением и письмом.
Далее рассмотрим признаки говорения, как вида речевой деятельности, так как считаем это важным моментом для нашего исследования, потому как характеристика устной речи обусловливает дидактический и методический потенциал социальных сетей. Итак,
― устная речь всегда мотивированна: человек говорит, как правило, потому что у него есть какой-то внутренний мотив. В методике обучения устной речи на английском языке следует говорить о коммуникативной мотивации;
― устная речь всегда целенаправленна, так как говорящий всегда преследует какую-либо цель, с которой он высказывается;
― говорение – это всегда активный процесс, в котором выражается отношение говорящих к окружающей действительности;
― устная речь присутствует во всех других видах деятельности человека;
― устная речь крепко связана с личностью говорящего, потому что через свою речь человек выражает свою жизненную позицию в обществе
― устная речь всегда ситуативна, невозможно продумать шаблоны фраз предварительно для каждой беседы;
― у устной речи присутствует определенный темп, нормы которого определены обществом [26].
Основной целью обучения иностранному языку в старших классах является развитие умений всех видов речевой деятельности, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Применительно к устной речи это означает, что оно совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движения, позы) служит средством осуществления устной формы общения. Для достижения данной цели обучения нужным методом является коммуникативный, потому как обучение говорению без речевого общения невозможно [12].
Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в том, что средство достижения этой цели и есть само практическое пользование языком [9].
Исходя из принципов коммуникативного метода обучения иностранному языку, в процессе обучения необходимо сохранить следующие параметры процесса общения:
1) деятельностный характер речевого поведения обучающихся, который должен осуществиться:
а) в коммуникативном образе действий учителя как участника процесса общения и обучения;
б) в коммуникативном (мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения и учения;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: изд. центр Академия; Раритет, 2001. 704 с.
2. Барабанова Г. В. Когнитивно-коммуникативные аспекты обучения профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе: монография. - Симферополь: Таврия, 2003 - 256 с.
3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2000. 456 с.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. — М.: Рус. яз., 1998. — 288 с.;
5. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия — М.: Рус. яз., 1991. — С. 99-111;
5. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М.: Знание, 2008. — 78 с.;
6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2009. — 165 с.;
7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2009. — 336 с.
8. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи): Монография. — М.: Едиториал, 2007. — 288 с.
9. Елухина Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // ИЯШ. — 2003. — №2. — С. 4;
10. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. — 285 с.
11. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.;
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.;
13. Зимняя H. A. Психологический анализ говорения как вида речевой деятельности // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза.: Методика преподавания иностранных языков в вузе. —1998. — Т. 3. — Ч. 1. — С. 67;
14. Зимняя H. A. Предметный план речевой деятельности и основные проблемы его организации при обучении иностранному языку // Сб. научн. тр. — 2012. — 236 с.;
15. Клычникова З. И. К вопросу о показателях понимания содержания иноязычного текста // Психология в обучении иностранному языку. М., Просвещение, 1967, 183 с.
16. Королькова В. А., Лебедева А. П., Сизова Л. М. Учитесь читать газеты. Пособие по общественно-политической лексике на английском языке: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2012. — 176 с.;
17. Комарова Л. И. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы // ИЯШ. — 2008. — №2. — С. 182;
18. Лапидус Б. А. Обучение второму иностранному языку как специальности. — М.: Высш. школа, 2001. — 173 с.;
19. Мильруд Р. П., Гончарова А. А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста // ИЯШ. — 2013. — № 1. — С. 12-18;
20. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008.
21. Носонович Е. В. Методическая аутентичность учебного текста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Тамбов, 1999. - 19 с.
22. Панов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелева В. С, Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. — 2007. – № 6. – 56 с.;
23. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2012. — 233 с.;
24. Пиванова Ю. Е. Важность применения материалов СМИ при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 407-409;
25. Собирова Ш. У. Использование рекламных текстов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 48-50;
26. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.;
27. Соловьева Н. Г. Обучение устной речи в старших классах школ гуманитарного типа с использованием аутентичных культурно- страноведческих материалов: Диссертация кандидата педагогических наук. — Томск, 2007. — 250 с.;
28. Учебник английского языка для 9 классов общеобразовательных учреждений «Spotlight 9» / Ю. В. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - Москва: Просвещение, 2014
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec18 2d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения 12.11.2021);
30. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ч. 1. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.%
31. Bovven Т., Marks. J. Inside Teaching. Options for English language teachers. — Oxford: Macmillan Heinemann, 2012.