Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобальные проблемы человечества несут угрозу жизни и человеческой цивилизации, и вызывают необходимость экологического воспитания, призванного реализовывать идеи становящегося экологически ориентированного общества.
Экологическое воспитание – процесс формирования у личности высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Младший школьный возраст, важный для формирования личности, является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.
Основная цель экологического воспитания в начальной школе – научить ребенка расширять свои знания законов живой природы, углубить понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, сформировать умения управлять своими психическими и физическими изменениями.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, когда формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, устойчивые познавательные потребности и интересы, обеспечивается принятие социальных норм, нравственное развитие, овладение привычными способами поведения.
В соответствии с ФГОС, экологическая культура – одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как: – умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания;
– умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;
– ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);
– способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир».
Начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой положили работы, связанные с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы.
В современных условиях существует противоречие между увеличивающимся негативным воздействием на окружающую среду антропогенных факторов и отсутствием эффективных технологий экологического воспитания в начальной школе.
Теоретические аспекты особенностей формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.
Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания.
В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся.
Методические приемы внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: выявить и доказать педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: условия обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аголарова, П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2017. – №12.
2. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествозна- ния в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2011.
3. Алексахина, Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к рабо- те по экологическому образованию и воспитанию младших школьни- ков. – М.: Аванта, 2016.
4. Алексеев, С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологическо- го образования младших школьников. // Начальная школа. – 2019. –№1.
5. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Интерактивные методы как средство эколого-педагогической подготовки//Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: интерактивная пе- дагогика: материалы II Междунар. науч.- практ. конф., 12-14 мая 2018 г., НДОЛ «Зубренок»/ редкол.: С.С. Кашлев (отв. ред.) [и др.]. – Мн: Изд. центр БГУ, 2018. – с.365-369.
6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 4 классе. Методические беседы. – М.: Просвещение, 2017. – с. 13-15
7. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента – Граф, 2015. – с. 4-10
8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2019. – № 4. – с.36-39
9. Данилина, А.М. Ландшафтно-экологическое краеведение – перспек- тивное направление туристско-краеведческой деятельности со школь- никами. Сб. Учитель 21 века. –М.: МГПУ, 2011.
10. Данилина, А.М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Изучение культур- ных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками. // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 5.
11. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учеб- ное пособие. – М.: Прометей, 2016. – с. 35-41
12. Захлебный, А.Н. Кто формирует экологическую культуру? / А.Н.Захлебный // На пути к устойчивому развитию России. - 2017. - № 38. - С.21-23.
13. Захлебный, А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во вне- классной работе. – М.: Просвещение, 2014.
14. Козина, Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.: «Академия», 2014.
15. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений. –Ростов- Н/Д: ТЦ «Учитель», 2011. – с.100
16. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Сфера, 2010.
17. Сидорова, И. В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности / И. В. Сидорова, А. В. Ананьева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2011. - №1. - С. 32-35.
18. Симонова, Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь. –2010. – № 4. – с.15
19. Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьни- ками // Начальная школа. – 2019. – №5.
20. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учи- теля начальных классов. – Сборник научных трудов. / Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2013.
21. Стаценко, В., Петрова, Г. Некоторые подходы к экологическому воспи- танию младших школьников // Начальная школа. – 2011. – №7.
22. Тихонова, А. Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы / А. Е. Тихонова / Начальная школа. – 2013. – №9. – С. 20-24.
23. ФГОС. Григорьев, Д.В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения)
24. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019.
26. Фрейдкин, И. С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы / И.С. Фрейдкин. - М. : Дошкольное воспитание, 2010. - С. 17-18.
27. Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта / М. В. Фокина // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43- 51.
28. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. По- пулярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017.
29. Шумакова, И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2014-2015 год.
30. Ягодин, Г.А., Третьякова Л.А. Проблемы экологического образования// Вестник высшей школы – 2011. – №3.