Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Чувства и эмоции играют большую роль в жизни человека и крайне важны в самопознании ребенка. Самопознание способствует уяснению собственных качеств, формирует представления о чертах своего характера и происходит тем интенсивнее, чем значительнее эмоциональная жизнь ребенка.
Необходимость пристального внимания к области эмоционального связана с влиянием эмоционального настроя личности на интерпретацию ею окружающей действительности, с ее неразрывной связью с процессом становления и развития мировоззрения человека. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Философы, психологи, психиатры, физиологи [Аристотель, Демокрит, Платон, Ч.Дарвин. Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.] изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
В последние годы становится всё больше детей с нарушениями психоэмоционального развития. Эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность и пр. приводят к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Именно музыка с раннего детства способна развить в ребенке ощущение правды и красоты жизни, воспитать добрые чувства, расширить общий кругозор, сформировать его духовный и творческий потенциал.
Однако, разработанность данной проблематики, особенно по отношению к младшему школьному возрасту явно недостаточна. В школе не осуществляется работа с ребенком по выражению ощущения себя в музыке и музыки в себе. Обучающиеся часто не осознают роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. Усвоение знаний при использовании учителем репродуктивных способов мышления, основанное на принятии знаний в готовом виде, при неосмысленных повторении и «закреплении», не приносит должных результатов. А, между тем, развитая эмоциональная сфера регулирует деятельность человека, определяет широту и характер отношений с окружающими, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность.
Музыка – искусство эмоциональное – является действенным средством воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Древнегреческий философ Пифагор рассматривал музыку как источник ритма, способного определять правильный ритм жизнедеятельности человека. Им было введено понятие «эвритмия» – «способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти» [Петрушин с.247]. Аристотель также предлагает идею катарсиса (очищения) посредством аффектов при восприятии искусства драмы (механизм катарсиса используется в современной арттерапии и драматизации) [Изотова с.3].
«Музыка есть, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством», писал Б.М.Теплов. То есть, содержанием музыки в первую очередь являются чувства, эмоции, настроения.
Позиция В.А.Сухомлинского созвучна. Выдающийся педагог утверждал: «Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…» (Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979, - с.170).
Сила детской эмоциональной памяти велика, и следует умело обогащать её положительными эмоциями. Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу: "Находиться под впечатлением" в действительности означает, что человек (и не только ребёнок) действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления… Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим" [Амонашвили, С.113].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
2. Адищев В. И. Музыка – язык чувств / В.И. Адищев // Начальная школа. – 2004. - №1. – С.96 – 99.
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
4. Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. - №5. – С. 57-65.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. - №3. – С. 78-86.
6. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993. – Ч.2. – С. 113 – 114.
7. Бакланова Т.И. Обучение в 1-ом классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 142 с.
8. Банникова Е.И. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Е.И.Банникова // Начальная школа. – 2003. - №8. – С. 102 – 105.
9. Батаршёв А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: психологическая диагностика / А.В. Батаршёв. – М.: Сфера, 2002. – 83 с.
10. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
11. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 256 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология развития человека. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 1006 с.
13. Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание, 2007. - №12. – С. 12 – 14.
14. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М.: 1978. – 272 с.
15. Дубовец С. Развитие эмоций у детей / С. Дубовец // Дошкольное воспитание, 2008. - №1. – С. 59 – 63.
16. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студентов сред. спец. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.
17. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной педагогической деятельности / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. – С. 20-27.
18. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 288 с.
19. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. – М.: просвещение, 1989. – 191 с.
20. Коджаспирова Г.М. педагогика: учеб. для студ. образов. учреждений сред. проф. образований / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
21. Креативный ребёнок: диагностика и развитие творческих способностей / серия "Мир вашего ребёнка". – Ростов/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
22. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях / А.Г. Ковалев //– 1957. - №4. – С. 19
23. Критская Е.Д. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика / Е.Д. Критская // Искусство в школе. – 1993. - № 1. – С. 18 – 22.
24. Критская Е.Д. Методика работы с учениками. «Музыка»: 1- 4 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
25. Лифинцева Н.И. Развитие у ребенка эстетического восприятия / Н.И. Лифинцева, О.А. Бычихина // Искусство и образование. 2006 - №6. – С.23 – 34.
26. Лихачёв Б.Г. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Б.Г. Лихачёв. – М.: ЮРАЙТ. 1999. – 464 с.
27. Лиханова М.В. Эмоционально – осознанное интонирование в вокально – хоровой работе со школьниками // Музыка в школе. – 2003. - № 6. – С. 59-61.
28. Мерзлякова С.И. Ежедневник музыкального руководителя детского сада / С.И. Мерзлякова. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001. – 208 с.
29. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
30. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
31. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др./ Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
32. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1995. - № 4. – С. 37 – 40.
33. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / В.И. Петрушин. – М.: Пед. поиск, 2000. – 430 с.
34. Пути и средства музыкального воспитания / Н.И. Клященко, Н.А. Лейзеров, Б.Н.Абросимов. – М.: Наука, 1989. – 192 с.
35. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. / О.П. Радынова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - Ч.1. – 608 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.; СПб.: Питер, 2003. – 705 с. – (Мастера психологии).
37. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКМОС, 2000. – 381 с.
38. Свиридова Л. Эмоциональность и её связь с психологическим фактором в текстовом аспекте / Л. Свиридова // Прикладная психология и психоанализ. – 2004. - №4. – С. 56-60.
39. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.
40. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижерикова / Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
41. Сметанкина И.П. О музыкальном воспитании школьников / И.П. Сметанкина // Начальная школа. – 2003. - №9. – С.48 – 51.
42. Сухомлинский, В.А. О воспитании: выдержки из книг и статей / В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1973. – 272 с.
43. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности / Б.М. Теплов // Музыка в школе. – 2004. - №5. – С. 8-9.
44. Шипилкина Т.А. Музыкально – игровая драматизация на уроках музыки в начальной школе // Начальная школа. До и После. – 2004. - № 8. – С. 61-62.
45. Щуркова Е.Н. Нежная педагогика / Е.Н. Щуркова. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2005. – 160 с.
46. Юдина Е.И. Музыка в системе межпредметных связей начальной школы / Е.И. Юдина // Начальная школа. – 2003. - №8. – С.105 – 108.
47. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов / Худож. Ольга и Алексей Ивановы / Е.И. Юдина. – М.: "Аквариум ЛТД", 1999. – 272 с.
48. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация / Под ред. Е.М. Борисовой / П.М.Якобсон. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. – 304 с.