Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ИКТ компетентности младших школьников 5
1.1. Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике 5
1.2 Различные подходы к определению и классификации «компетентности» и «компетенции» 7
Глава 2. Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся 12
2.1 Особенности проявления информационной компетентности у младших школьников 12
2.2 Формы и методы развития информационной компетентности у младших школьников 16
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время можно наблюдать лавинообразное возрастание потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), без которых уже немыслимы любые виды деятельности человека. В этой связи ребенку уже в начальной школе необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию нужных знаний и умений для того, чтобы легко адаптировать в информационном обществе, стать востребованным и компетентным специалистом.
Самостоятельное приобретение знаний и умения их применять при решении разнообразных познавательных, практических задач и в повседневной жизни стали главной идей современного образовательного процесса, который уже не может замыкаться только на уроке, учебнике и учителе. В настоящее время для учащегося актуальна разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения.
Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции. В соответствие с ФГОС существующая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Степень изученности темы. Проблемами создания информационной образовательной среды, ее содержанием, структурой, особенностями ее формирования и развития занимались А.А. Андреев, П.В. Веденеев, С.Г. Григорьев, О.А. Ильченко, А.А. Кузнецов, Е.В. Мельникова, В.П. Мозолин, и др.
Объектом исследования является процесс использования ИКТ в школьном образовании.
Предметом исследования является ИКТ-компетентность для учащихся начальной школы.
Цель работы – рассмотреть формирование ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе.
Задачи:
- определить понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике.
- исследовать различные подходы к определению и классификации «компетентности» и «компетенции».
- проанализировать особенности проявления информационной компетентности у младших школьников.
-выявить формы и методы развития информационной компетентности у младших школьников.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Научная новизна работы заключается в применении современных средств обучения по ФГОС для формирования навыков ИКТ - компетентности обучающихся начальной школы.
Практическая значимость исследования: разработанные нами методические рекомендации могут использоваться учителем начальных классов для работы с обучающимися по формированию информационной компетентности.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л. П. Управление организацией самостоятельной работы школьников: учебно-методическое пособие / Л. П. Алексеева, Е. А. Гнатышина. – Челябинск: Цицеро, 2016 – 52 с.
2. Бершадский, М. Е. Информационная компетентность / М. Е. Бершадский. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. ‒ 2018. ‒ № 8. ‒ С. 7‒12.
3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. – Текст: непосредственный // Педагогика. ‒2013. ‒ № 10. ‒ С. 8–14.
4. Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательной учреждений / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко. – Москва : Просвещение, 2016 – 128 с.
5. Головань, М. С. Компетенция и компетентность: опыт теории, теория опыта / М. С. Головань. – Текст : непосредственный // Высшее образование.‒ 2018.‒ № 3.‒ С. 23‒30.
6. Горячев, А. В. О понятии «информационная грамотность» / А. В. Горячева. – Текст : непосредственный // Информатика и образование.‒ 2019.‒ № 3. ‒ С. 8.
7. Громова, Л. А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. ‒ Москва : Перспектива, 2016. ‒ 143 с.
8. Завьялов, А. Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) / А. Н. Завьялов. – Тюмень : Интро, 2015. – 17 с.
9. Зеер, Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Ф. Зеер. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. –2017. – №11.– С. 39–46.
10. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. ‒ 38 с.
11. Литвинова, Е. Г. Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность» / Е. Г. Литвинова. – Текст : электронный. ‒ Режим доступа: http://sv‒. sidorov.ucoz.com. (дата обращения: 16.11.2021)
12. Лыкова, И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) / И. В. Лыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (63). — С. 1016-1018.
13. Новикова, Е. А. Информационная компетентность школьников в условиях социокультурных изменений/ Е. А. Новикова. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. ‒ 2019.‒ № 4. ‒ С. 82‒92.
14. Прохорова, С. Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников : методическое пособие / С. Ю. Прохорова, Е. А. Хасьянова, Н. М. Фоминых. ‒ 2-е изд. ‒ Москва : Русское слово, 2016. ‒ 94 с.
15. Ткачева, Е. Н. Ключевые компетенции участников виртуальной организации: поиск, выявление и оценка / Е. Н. Ткачева. – Текст : непосредственный. Экономический вестник Ростовского государственного университета. ‒ 2018. ‒ Том 6. ‒ № 1. ‒ С. 317‒320.
16. Черкашина, Т. И. Формирование информационной культуры у младших школьников через использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / Т. И. Черкашина. ‒ Иркутск : Иркутский государственный педагогический университет, 2018. ‒ 195 с.