Фрагмент для ознакомления
2
Детям следует определить адекватность/ненормативность трансформации таких лексем как «грамм» и «сыр», встречающихся в словосочетании. Дети спорят, обсуждают, каждый предлагает свои варианты. Иногда на помощь приходят словари, направленные на изучение грамматической правильности речи.
Таким образом, ортологический аспект детской речи является динамичным и подвижным. При этом если в дошкольном периоде он носит стихийный характер, то в младшем школьном – связан с усвоением и осознанием морфологических норм современного русского языка, что зависит от степени владения языком, формирования у младших школьников грамматических и морфологических понятий.
Как отмечает в своей работе Ю.О. Бронникова, при обучении грамматическим нормам многие учителя начальных классов используют особую систему упражнений, позволяющую выполнять эту работу наиболее эффективно. Эта система может включать в себя следующие группы:
I. Упражнения на понимание младшими школьниками грамматических норм.
II. Упражнения для формирования умений правильно выстраивать грамматические формы и конструкции.
III. Упражнения на поиск, классификацию и исправление грамматических ошибок.
IV. Упражнения для понимания выразительных возможностей языковых явлений, их стилистической окраски.
По мнению Г.Д. Новоселовой, в направлении изучения теории языка особое внимание учителя начальной школы уделяют существительному как одной из сложных частей речи, играющей важную роль в организации текстового пространства. Этот грамматический класс слов имеет большое количество форм, употребление которых в речи вызывает трудности, связанные как с семантикой существительных, так и с их образованием, с употреблением в процессе составления речевого высказывания.
Как считает С.В. Бредихина, наиболее частые грамматические ошибки, допускаемые младшими школьниками в этом направлении, связаны с неправильным употреблением родовых форм, числа и падежа существительных, с выбором управляемого и согласуемого слова в структуре фразы, нарушениями в согласовании основных членов предложения и т.д.
Поэтому для повышения речевой культуры младших школьников в процессе усвоения грамматических норм русского языка при изучении существительного педагоги должны развивать следующие умения:
– образовывать формы рода, числа, падежа существительных и употреблять их в речи;
– выбрать правильный падеж, предложно-падежную форму управляемого слова;
– согласовать определение с определяемым словом во фразе;
– согласовать основные члены предложения.
Педагоги-исследователи (например, О.А. Безрукова и соавт., А.К. Ваганова и др.) разрабатывают системы упражнений, направленных на формирование этих навыков. Отбор языкового материала для выполнения заданий осуществляется с учетом принципа доступности данной лексики для детей младшего школьного возраста.
Несмотря на то, что существительное изучается как самостоятельная тема в курсе русского языка в начальной школе, необходимо изучать сложные случаи употребления слов этого грамматического класса и при освоении других разделов дисциплины.
С.А. Турова указывает, что на занятиях по усвоению грамматических норм русского языка в начальной школе целесообразно использовать фронтальную, групповую, индивидуальную работу с использованием визуализации.
Для организации контроля усвоения младшими школьниками грамматических норм, по данным У.В. Жижилевой, чаще всего используются тестовые задания.
При этом, по мнению С.А. Туровой, важным условием эффективности работы по повышению речевой культуры младших школьников является ее системность.
Подводя итог анализу принципов изучения грамматических норм в начальной школе, можно сделать вывод о том, что систематическое и целенаправленное использование заданий, представленных выше, способствует развитию памяти, внимания младших школьников, формированию у учащихся начальной школы интереса к языку, активизации умственной деятельности, что, в целом, является эффективной мерой, необходимой для повышения речевой культуры младших школьников в процессе изучения грамматических норм русского литературного языка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2021. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=2&rangeSize=1
2. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1.- 5 изд., перераб.- М.: Просвещение,2018.- 9-39 с.
3. Бронникова Ю. О. Усвоение грамматических норм русского языка в начальных классах // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 8. С. 103–106.
4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 4 кл. : учеб.дляобщеобразоват. учреждений: в 2 ч. Изд. 5-е, перераб. М. :Баласс, Издательство Школьный дом, 2014.-85c.
5. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. – Издательство, 2016. – 384 с.
6. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 2018. - 288-297c.
7. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 1 кл. начшк. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
8. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 4 кл. начшк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2- издание– М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
9. Кузнецова М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников. М. :Вентана-Граф, 2014. - 432 с.
10. Кусова М. Л., Плотникова С. В. Учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников. Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2014. -232 с.
11. Клобуков Е.В. Семантика падежных форм в современном русском литературном языке. М.: МГУ, 2015. – 25-72c.
12. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения// Русский язык в школе. – 2012. - № 1. – С. 33 – 36
13. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ В.А. Кустарева, Н.К. Никитина, Н.С. Рождественский м др.; Под ред. Н.С. Рождественского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 239.
14. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ В.А. Кустарева, Н.К. Никитина, Н.С. Рождественский и др./ Под ред. Н.С. Рождественского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 239 с.
15. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
16. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368 с.
17. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2-х ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 2-е изд. М. : Просвещение, 2015. 215 с.
18. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А. Виноградской. – М.: Просвещение, 2011. – 318 с.29. Примерная программа по русскому языку // Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2018. С. 9–53.
19. Скобликова Е.С. Экспериментальное изучение усвоения орфографии в деятельности А.Н. Гвоздева// Русский язык в школе. – 2012. - № 1. – С. 48 – 50; 82.
20. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения / Л.И. Ушакова // Русский язык в школе. 2018. № 4. С. 15-2.1
21. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007: Сост. Островский С.Л. – М., 2017. – 35 – 41c.
22. Безрукова, О.А. Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы «Начальная школа XXI века») / О.А. Безрукова, М.Л. Кусова, О.А. Ускова // Школьное образование. – 2018. – № 4. – С. 62–68.
23. Бешенкова, Е.В. Теория и практика нормирования русского письма / Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова. – М., 2016. – 424 с.
24. Бредихина, С.В. Детские грамматические ошибки как средство обучения младших школьников русскому языку / С.В. Бредихина // Наука и школа. – 2018. – № 5. – С. 115–120.
25. Бронникова, Ю.О. Усвоение грамматических норм русского языка в начальной школе / Ю.О. Бронникова // Инновационная наука. Международный научный журнал. – 2015. – № 8. – С. 103–106.
26. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 2 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-е изд., перераб. – М., 2015. – 176 с.
27. Ваганова, А.К. Методические аспекты работы со словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / А.К. Ваганова // Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе. – Таганрог, 2019. – С. 63–67.
28. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. – М., 1949. – 248 с.
29. Жижилева, У.В. Использование словарей на уроках русского языка / У.В. Жижилева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». – Пермь, 2014. – С. 21–29.
30. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов / Н.И. Жинкин // Известия АПН РСФСР.– 1956. — Вып. 78. – С. 141–250.
31. Запорожец, А.В. О развитии рассуждения ребенка младшего школьного возраста / А.В. Запорожец, Г.Д. Луков // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 1. Т. 3. – С. 101–108.
32. Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2012. – 176; 192 с.
33. Канакина, В.П. Русский язык. . 2 класс. Учебник в 2-х частях / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М., 2019. – 144; 144 с.
34. Новоселова, Г.Д. Развитие грамматической способности младших школьников на материале изучение темы «имя существительное» на уроках русского языка. Автореф. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / Г.Д. Новоселова. – Орел, 2007. – 26 с.
35. Русский язык. Рабочие программы «Предметная линия учебников системы «Школа России. 1–4 классы»». Пособий для учителей общеобразовательных организаций. – М., 2014. – 340 с.
36. Турова, С.А. Анализ педагогического опыта по проблеме формирования и развития познавательных способностей младших школьников на уроках русского языка / С.А. Турова // Продленка. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/380574-nauchnaja-statja-analiz-pedagogicheskogo-opyt (Дата обращения: 12.04.2021)