Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время образование в России имеет достаточно многогранную структуру, основными компонентами которой выступают не только знания, умения и навыки. С точки зрения системно-деятельностного подхода главными результатами обучения детей в начальной школе выступают универсальные учебные действия (УУД). Овладение УУД в широком смысле приравнивается к сформированному у учащихся умению учиться, то есть овладение умением на самостоятельном уровне добывать все необходимые знания, устанавливать имеющиеся причинно-следственные связи, строить умозаключения, подводить под понятие, а также делать выводы.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования была введена новая схема субъектных отношений: учитель-ученик. В такого рода отношениях оба являются субъектами, при этом ученик рассматривается в качестве познающей личности, а учитель в качестве координатора, наставника, направляющего на познание. С переходом на ФГОС все более очевидным становится тот факт, что умения и навыки исследовательского поиска весьма необходимы каждому индивиду, а детская потребность в исследовательском поиске является обусловленной биологически. Спецификой исследовательской деятельности на уроке в начальной школе выступает усиление внимания к творчеству обучающихся, основанном как на инициативе, так и самостоятельности каждого школьника. В период прохождение обучения в начальной школе ученик приобретает качества личности, определяющие его познавательную активность. При этом познавательные универсальные учебные действия в свою структуру включают такие группы УУД, как: общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблем.
В свою очередь учебный предмет «Окружающий мир» направлен на привитие ученикам основ естествознания и обществознания в рамках гуманитаризации и экологизации знаний, ориентирована на воспитание гармонически развитой личности, уважающей общечеловеческие гуманистические ценности.
Противоречие между осознанием значимости самостоятельного усвоения ЗУНов учащимися современной школы и недостаточной систематизированностью методических материалов по формированию познавательных универсальных учебных действий, доказывает актуальность темы «Приемы формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира».
Цель: изучить и описать приёмы формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: приёмы формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира.
Это обусловило постановку следующих задач:
1. Изучить сущностные характеристики понятия «познавательные УУД».
2. Описать возрастные особенности процесса формирования познавательных УУД у младших школьников.
3. Раскрыть приёмы формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать опыт учителей-практиков по использованию приёмов формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение и анализ литературы, документации, причинно-следственный анализ, изучение и обобщение опыта.
Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
1.1 Сущностная характеристика познавательных УУД
В настоящее время отличительной особенностью общества считаются более высокие темпы обновления научных познаний, а также технических средств и технологий, которые используются не только на производстве, но во многих непроизводственных сфер, например, в сфере досуга. Именно поэтому одной из ведущих проблем современной общеобразовательной школы выступает проблема формирование у обучающихся совокупности так называемых «универсальных учебных действий» (УУД), которые необходимы в первую очередь для того, чтобы научить детей учиться, обучить реализовывать совершенствование и саморазвитие через сознательное и интенсивное присвоения нового социального навыка .
Понятие «универсальные учебные действия» в педагогической практики появилось в связи с принятием ФГОС. В соответствии с определением, прописанному во ФГОС начального общего образования, под универсальными учебными действиями следует понимать обобщенные действия, порождающие масштабную ориентацию учащихся в пределах различных областей, а также мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
В целом под понятием «универсальные учебные действия» понимается умение учиться, то есть способность некоего субъекта активно осваивать новые знания, а также овладевать новыми умениями в качестве основой саморазвития и самосовершенствования индивида. В более узком значении данный термин можно трактовать как определенную совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними соответственных навыков учебной работы), призванных обеспечивать самостоятельное усвоение новых знаний, процесс формирования учебных умений, включая также организацию данного процесса .
В современной педагогике на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, а также А.Г. Асмолов) группой таких авторов, как А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым, работающими под руководством А.Г. Асмолова была разработана собственно концепция развития универсальных учебных действий. Названная концепция принимает во внимание также опыт компетентностного подхода, а если быть более точными, то его упор на способности практического применения учащимися полученных знаний и навыков. Системно-деятельностный подход также предполагает осуществление анализа видов ведущей деятельности (то есть игровой, учебной, общения как вида деятельности), выделение таких универсальных учебных действий, которые формируют у учащихся компетенции, знания, а также умения и навыки. Процесс развития универсальных учебных действий, «помогающий ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по следующей формуле: от действия – к мысли» .
При этом в составе основных видов универсальных учебных действий, которые соответствуют ключевым целям общего образования, такие исследователи, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, а также И.А. Володарская выделяют следующе четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, а также познавательные универсальные учебные действия .
Рассматривая сущность такого педагогического феномена, как «познавательные универсальные учебные действия младшего школьника», следует уточнить такие понятия, как «познание», «учебное познание», а также «учебно-познавательная деятельность». Познание в философском аспекте рассматривается в качестве процесса отражения сознанием человека объективной реальности, ведущего от незнания к знанию, а также от менее полных знаний к более полным и более точным знаниям .
В школах на современном этапе задача приобщения учеников к активному познанию окружающего мира происходит непосредственно за счет того, они в первую очередь овладевают основами учебного познания, в процессе которого обучающийся для себя открывает то, что ранее ему не было известно, однако это неизвестное уже стало основой, базисом науки .
С позиции И.А. Петренко учебное познание младшего школьника обладает активным, творческим характером. Его развитие при этом происходит именно через возникновение и последующего развития противоречий между уже достигнутым уровнем обучения и требованиями практики, а также между тем, что уже было познано и что только предстоит познать.
Подчеркнем, что учебное познание обучающегося начальной школы осуществляется непосредственно в процессе учебно-познавательной деятельности. При этом учебно-познавательная деятельность в современной педагогической науке принято рассматривать как деятельность субъекта, который осуществляет целеполагание именно на основе согласования предметных, а также личностных задач; решение данных задач на базе универсальных способов деятельности; ориентацию обучающегося на систему значимых ценностных отношений своего рода «я - мир» для присвоения содержания образования при осуществлении содействия и поддержке педагога .
Но учебно-познавательная деятельность в обязательном порядке сопровождается овладением необходимыми в этом случае познавательными универсальными учебными действиями, являющихся выступают её структурной единицей.
Универсальные учебные действия призваны в учебно-познавательной деятельности выполнять следующие основные функции:
- предоставление ученикам выполнение деятельности учения на самостоятельном уровне, выбора и применения необходимых ресурсов и способов для их достижения, постановка соответствующих учебных целей, осуществление регулирования и оценивания процесса и результата осуществляемой работы;
- формирование благоприятной атмосферы, а также условий для развития личности ученика и её самореализации, создание стремления у учеников к беспрерывному образованию, компетентности системы «научить учиться», формирования толерантности существования и жизнедеятельности в поликультурном обществе, создание высокой социальной и профессиональной и мобильности;
- обеспечение учащимся результативного усвоения знаний, умений, навыков, а также освоение компетентностей практически в любой предметной области познания .
Универсальность характера УДД находит свое проявление в том, что они: 1) носят преимущественно метапредметную и надпредметную направленность; 2) предоставляют собой целостность как общекультурного, личностного, так и познавательного развития, а также саморазвития учащегося; 3) закладываются в основы организации, процесса регуляции практически любой деятельности учащегося вне зависимости от специфики какого-либо учебного предмета; 4) обеспечивают соответствующую связь практически всех ступеней современного образования; 5) создают необходимые условия для успешного изучения учебного содержания, а также формирования необходимых познавательных способностей ученика .
Подчеркнем, что познавательные УУД включают в себя как общеучебные и логические действия, так действия постановки и решения проблем. В отношении общеучебных универсальных действий укажем, что они охватывают: 1) самостоятельное выделение учениками и последующее формулирование познавательной цели; 2) осуществление поиска и выделения необходимой информации; самостоятельное применение методов информационного поиска, в их числе при помощи компьютерных средств; 3) структурирование полученных знаний; 4) произвольное и осознанное построение речевого высказывания учащимися как в устной, так и письменной форме; 5) осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в непосредственно зависимости от определенных условий; 6) рефлексия условий и способов действия, оценка и контроль как процесса, так и результатов деятельности; 7) осуществление смыслового чтения; понимание и адекватная оценка учениками языка средств массовой информации; 8) постановка и последующая формулирование проблемы, самостоятельное создание учениками алгоритмов деятельности в процессе решения проблем поискового и творческого характера .
В свою очередь знаково-символические действия, также относящиеся к познавательным общеучебным универсальным действиям, составляют особую группу и включают: 1) моделирование; 2) процесс преобразования модели для выявления общих законов, которые определяют определенную предметную область.
Логические универсальные действия охватывают: 1) анализ; 2) синтез; 3) метод сравнения, классификации объектов по выделенным признакам; 4) подведение под понятие, а также выведение следствий; 5) самостоятельное установление причинно-следственных связей; 6) построение определенной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бандурка, А.М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка. – Ростов на Дону: Феникс, 2019. – 250 с. – Текст: непосредственный.
2. Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. – Москва: Высш. шк., 1970. – С. 43-49. – Текст: непосредственный.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 304 с. – Текст: непосредственный.
4. Борисенкова, И,А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки И.А. Борисенкова. – Москва: Спутник, 2016. – 276 с. – Текст: непосредственный.
5. Воробьева, О.Г. Проблема развития логической памяти у младших школьников в условиях современного обучения / О.Г. Воробьева // Материалы 38-й науч.-практич. КГПУ (12–13 апр. 1998 г.) / под ред. Е.В. Опеваловой. – Комсомольск-на-Амуре, 1999. – С. 20 - 23. – Текст: непосредственный.
6. Воронцов А.Б. Проектная задача. – URL^ http://nsc.1september.ru/article.php?ID=2008. (дата обращения: 21.11.2021). – Текст: электронный.
7. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность / А.А. Гин. – Москва: Вита-Пресс, 2016. – 112 с. – Текст: непосредственный.
8. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании. – URL: http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (дата обращения: 21.11.2021). – Текст: электронный.
9. Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. – Москва: Линка–Пресс, 2018. – 312 с. – Текст: непосредственный.
10. Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова. – Москва: Просвещение, 2019. – 276 c. – Текст: непосредственный.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – Москва: КНОРУС, 2017. – 744 с. – Текст: непосредственный.
12. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – Текст: непосредственный // Справочник заместителя директора школы. – 2015. – №4. – С.43-47.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 2017. – 356 с. – Текст: непосредственный.
14. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учеб. пособие / М. В. Матюхина, С. Б. Спиридонова. - Волгоград: Перемена, 2015. – 214 с. – Текст: непосредственный.
15. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение, 2017. – 474 с. – Текст: непосредственный.
16. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память / Т.Б. Никитин – Москва: АСТ-ПРЕСС книга, 2019. – 320 с. – Текст: непосредственный.
17. Никулина Н.Н. Уроки окружающего мира: формируем познавательные УУД. –URL: https://docviewer.yandex.ru/view/132563419/?*=NMoFspTVj98KEHmOfBtcqC. (дата обращения: 18.11.2021). – Текст: электронный.
18. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – Москва, 2018. – 88 с. – Текст: непосредственный.
19. Педагогика / под ред. В.Г. Рындак, – Москва: Наука, 2016. – 495 с. – Текст: непосредственный.
20. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2018. – 432 с. – Текст: непосредственный.
21. Педагогика: учебник /под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: Юрайт, 2019. – 502 с. – Текст: непосредственный.
22. Пантюхова, П.В. Психолого- педагогические условия раннего обучения иностранному языку в общеобразовательной школе / П.В. Пантюхова. – Текст: непосредственный // Наука. Инновации. Технология. – 2016. – № 2. – С. 53 - 56.
23. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского. – Москва: Академия, 2018. – 352 с. – Текст: непосредственный.
24. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – Москва, 2010. – 244 с. – Текст: непосредственный.
25. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – Москва, 2018. – 486 с. – Текст: непосредственный.
26. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. С. – 164 с. – Текст: непосредственный.
27. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А. Смирнов. – Москва: АПН, 1999. – 221 с. – Текст: непосредственный.
28. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – Москва, 1996. – 288 с. – Текст: непосредственный.
29. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Акад. развития, 2016. – 310 с. – Текст: непосредственный.
30. Ульянова, И.А. Проблемы развития рефлексивности младшего школьника в учебной деятельности / И.А. Ульянова. – Текст: непосредственны // Вестн. Вятск. гос. гуманитар. ун-та. – 2009. – № 9. – Т. – С. 55 - 57.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва : Просвещение, 2010. – 346 с. – Текст: непосредственный.
32. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С. 15-21.
33. Черникова О.И. Формирование у младших школьников познавательных умений на уроках окружающего мира. – URL: https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnih-uud-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1994025.html (дата обращения: 20.11.2021). – Текст: электронный.
34. Шкуратова, Ж.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/03/metodicheskoe-obedinenie-formirovanie-universalnykh/(дата обращения: 18.11.2021). – Текст: электронный.
35. Эльконин, Д.Б. Психология младшего школьника / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – Москва, 2015. – С. 240 - 274. – Текст: непосредственный.