Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Занятия физической культурой и спортом, стремление к хорошей физической подготовленности, спортивному мастерству, тенденция к ведению здорового образа жизни в современном мире обуславливают интерес к изучению организационных аспектов физической культуры и физического воспитания. Физическое воспитание лежит в основе целенаправленного выбора средств и методов обучения с учетом уровня индивидуального развития здоровья каждого из обучающихся. Следовательно, это обуславливает необходимость в рассмотрении особенностей педагогического планирования, контроля и учета в физическом воспитании занимающихся.
Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.
Разработанность исследуемой проблемы. Внимание исследователей, занимающихся школьным физическим воспитанием, привлекали проблемы: формирования основ самостоятельной деятельности (Шаулин В.Н.,1996), формирования физкультурных потребностей на уроке физической культуры (Кайносов В.В., 1992), формирования у школьников активного интереса к физической культуре (Дуркин П.К., 1995), педагогических условий усвоения знаний по физической культуре (Рыбакова И.А., 1997), формирования мотиваций самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (Симон Н.А., 2000).
Проблема исследования. Качественное планирование невозможно без знания основ обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей во всем их многообразии и взаимосвязи.
Цель исследования – изучить и проанализировать планирование и контроль в физическом воспитании школьников на примере 5-х классов школы 58.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты планирования и контроля в физическом воспитании школьников;
2) совершить анализ планирования и контроля в физическом воспитании школьников на примере 5-х классов СОШ №58.
Гипотеза исследования. Планирование, намечая желаемую и отвечающую возможностям человека цель, конкретизирует ее через систему соответствующих результирующих показателей, проектирует основные аспекты деятельности человека по ее достижению и тем самым становится инструментом оптимизации всего процесса физического воспитания.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и особенности планирования в физическом воспитании школьников
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. Планирование физического воспитания предполагает, вопервых, вероятностное определение цели и, во-вторых, систему заранее разрабатываемых содержательных и методических мероприятий, а также общий порядок построения физического воспитания на соответствующий отрезок времени .
Планирование процесса физического воспитания сложный и длительный процесс, который включает в себя постановку цели, задач на определенное время, что требует выбора эффективных средств, организационных форм, а также обеспечением материальной составляющей на занятиях. Стоит отметить, что в данном процессе условно выделяют три взаимосвязанные части, а именно: планирование — осуществление запланированного — контроль. Данное разделение лишь условно, так как на практике все составляющие взаимосвязаны и зачастую перетекают из одного в другое .
Планирование в области физического воспитания имеет свои характерные особенности, что обусловлено его направленностью на обучение двигательным действиям и физическое развитие занимающихся вместе с решением учебно-воспитательных задач и привитием необходимых навыков. Знание методологических принципов физического воспитания и их соблюдение является залогом достижения поставленных целей. Анализ научно-методической литературы позволил выделить основные особенности планирования в физическом воспитании: определение цели и задач деятельности; выявление общего количества времени для решения задач; разработка методики воспитания.
Также стоит отметить, что основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, планы-конспекты занятий . Данные документы планирования в физическом воспитании являются основополагающими и взаимосвязанными и лежат в основе развития двигательных навыков занимающихся, а также обеспечивают высокую физическую подготовленность.
1.2 Контроль в физическом воспитании школьников
Физическое воспитание - это вид физической культуры, - на всех этапах онтогенеза человека и его непрерывного образования призвано обеспечить изначально формирование (в дошкольном возрасте) и, в дальнейшем, воспитание физической культуры личности (ФКЛ), сущностные характеристики которой обеспечивают следующие (по сути - целевые) результаты: воспроизводство менталитета в области социокультурных ценностей и ценностей физической культуры; качественные характеристики социализации студентов в области образовательной и (в будущем) профессиональной деятельности.
Реализация этих целевых векторов в использовании физической культуры требует последовательности в организации и осуществлении процессов овладения ценностями физической культуры, что, в свою очередь, означает совместную деятельность субъектов, осуществляемую в соответствии с установленными требованиями для достижения конкретной цели .
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой контроль – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых [4]. Выявление и измерение знаний называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической целью которого является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности школьника, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися, выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся. Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.
Фронтальный опрос - это беседа, в которой участвуют все ученики определенного класса. Для данного метода проверки знания учителю необходимо заранее подготовить необходимые вопросы, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. В тоже время необходимо подбирать вопросы, которые могут выявить знания репродуктивного характера (повторение текста учебника), но и умение сопоставить факты, выбирать альтернативу, сравнивать, анализировать.
Правильная организация проверки знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование представлений и понятий о окружающем мире у всего класса, а ученикам понимать, что каждый их них продвигается вперед в процессе усвоения учебного материала.
Согласно суждению Л.С. Выготского, учебный самоконтроль начинает формироваться уже на седьмом году жизни. При развитии этого действия весьма немаловажно принимать во внимание его специфику, 8 научных трудах П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной представлены фазы формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей. В исследованиях Л.М. Фридмана представлено, что рациональная учебная деятельность не способна осуществляться в отсутствии операции самоконтроля. С целью формирования самоконтроля как одного из неотъемлемых средств учебной деятельности нужно применять соответствующие подходы к его становлению и развитию. Таким образом, П.Я. Гальперин и СЛ. Кабыльницкая говорят о целесообразности использования произвольного внимания как инструмента формирования самоконтроля и самодисциплины. Следует отметить, что ранее упомянутых ученых поддерживают и Г.8. Релкина, £.8. Заика. Сторонниками другой концепции являются А.В. Вершинина, А.Б. Воронцов, Л.Е. Дичинская, которые полагают, что развитие самоконтроля допустимо посредством его операционного состава.
Вместе с тем все без исключения ученые, работающие над проблемой развития самоконтроля детей, обучающихся в начальной школе, пришли к единому мнению о том, что самодисциплина окутывает всю образовательную деятельность, поскольку при его отсутствии практически невозможно достичь значительных академических результатов.
Способность учащегося сознательно контролировать свою работу, находить и устранять предпосылки затруднений, возникающих при осуществлении деятельности, позволяет младшему школьнику достичь учебной самостоятельности, инициативности и ответственности. Когда учащийся начальной школы становится субъектом образовательного процесса, занимает в нем активное созидательное положение, выявляет личные латентные способности. Итогом данного типа деятельности является преобразование
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакумов В. И. Роль физического воспитания в процессе образования в образовательных учреждениях // Материалы Сибирской научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. № 21. С. 98–102.
2. Антонова М. В. Оценка результативности профессионального самоопределения младших школьников: методологический поход / М. В. Антонова. // Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования(Москва), 2018. - №1. - С. 107-117.
3. Данченко Т. А. Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего бразования/ Т. А. Данченко. // Общество с ограниченной ответственностью . - М.: Изд-во «АР-Консалт» - 2016. - № 1-2(4) - С. 69-79.
4. Диденко Л.А., Саволайнен Г.С. Планирование и организация образовательного процесса в школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Учебное пособие. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019. — 196 с.
5. Емельянова Т. В., Арсланбаева, В. Р. Всероссийская проверочная работа как инновационный процесс в образовании младших школьников/Т.В. Емельянова, В. Р. Арсланбаева. М.: Изд-во «Quantum» . 2018. Том 1. № 5(21). С. 973-975.
6. Жернова А.А., Каверина Е.В., Комаренко Е.А. Современная образовательная организация от ''А'' до ''Я''. Часть 2. Сборник методических материалов в двух частях. — Белгород: БелИРО, 2020. — 344 c.
7. Знаков В.В., Журавлёв А.Л. (отв. ред.). Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. - Знаков В.В., Журавлёв А.Л. (отв. ред.). Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности
8. Ильина Т.В.. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно- методический аспект). В2-хчастях. Часть1. - Ярославль.:ГУЦЦЮ, 2000.- 76с.11-12
9. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2016.- 215 c.
10. Карпенко А. В. Достижения личностных результатов младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством «Портфолио». / А. В. Карпенко.- М.: Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. - № Т. 9. - С. 31–35.
11. Качмазова И.Л., Тебиева А.Б., Тимошкина Н.В. Методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6
12. Кириленко А. В. Роль безбалльного оценивания в учебной деятельности обучающихся начальных классов /А. В. Кириленко. М.: Науч. центр «Олимп», 2018. Том 1. - №12(29). - С. 277-280.
13. Кропочева Т. Б. Оценка качества знаний младших школьников об окружающем мире/ Т. Б. Кропочева. // Статья в сборнике трудов конференции, 2014. С. 37-41.
14. Кузнецова М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников / М. И. Кузнецова. - М.: Изд-во «Вентана–Граф», 2014. - С.432
15. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Институт стратегии развития образования Российской академии образования. — Москва, 2017. — 43с.
16. Леонтьев Д. А. Структура планирования физического воспитания. Москва, 2016. 679 с.
17. Лоскутова Э. А. Занятия физической культурой младшими школьниками в группе продленного дня: методика организации и оценка эффективности // Физическая культура, спорт и здоровье : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2018. № 31. С. 82–85.
18. Майфат С. П. Учет и контроль в физическом воспитании. Москва : ВНИИФК, 2015. 235 с.
19. Макеева В. С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 41–43
20. Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 23 апреля 2020 г. / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Элект-рон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2020.
21. Молодые учёные в решении актуальных проблем безопасности. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г. Железногорск, 20 апреля 2018 года. — г. Железногорск, 2018. — 320 с.
22. Мурзина Ж.В. (гл. ред.) Педагогика, психология, общество: новая реальность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). — Чебоксары: Среда, 2021. — 364 с.
23. Мурзина Ж.В. (гл. ред.) Образование и педагогика: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 4 декабря 2020 г.). — Чебоксары: Среда, 2020. — 452 с.
24. Мурзина Ж.В. (гл. ред.) Образование и педагогика: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 4 декабря 2020 г.). — Чебоксары: Среда, 2020. — 452 с.
25. Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. – 539 с.
26. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г. Том 3. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. — 184 с.
27. Прищепова И.В. (ред.) Современные проблемы специального и инклюзивного образования. Сборник. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 212 с.
28. Туманян Г. С. Особенности планирования и контроля в физическом воспитании. Москва : Академия, 2016. 245 с.
29. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2014. 480 с.
30. Организация комплексного контроля в практике физического образования как педагогическая проблема. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-kompleksnogo-kontrolya-v-praktike-fizicheskogo-obrazovaniya-kak-pedagogicheskaya-problema