Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации профилактики утомляемости младших школьников современным учителем 5
1.1 Современные подходы к организации утомляемости учащихся 5
1.2 Причины утомляемости младших школьников 9
1.3 Характеристика организации профилактики утомляемости учащихся первого класса 12
Выводы по 1 главе 16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование способов организации учителем профилактики утомляемости младших школьников в обучении 17
2.1 Характеристика организации экспериментальной работы 17
2.2 Результат экспериментальной работы по диагностике уровня утомляемости младших школьников на уроках 19
2.3 Разработка и реализация комплекса методов и приемов профилактики утомляемости младших школьников на уроках 21
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Период обучения в начальной школе происходит параллельно с периодом развития и взросления ребенка. В это время организм наиболее резко реагирует на воздействие внешних раздражителей, которые направлены на ребенка из окружающей его среды.
Проблема профилактики утомляемости актуальна на сегодняшний день относительно учащихся всех возрастов, но ученики начальной школы, особенно первых и вторых классов подвержены этой проблеме наиболее сильно. Ученикам этой ступени развития присущи отсутствие контроля и саморегуляции своего состояния. Именно это и приводит к быстрому формированию утомления, в результате чего ученики теряют интерес к уроку и выпадают из него, что является одной из главных причин низкого качества обучения на уроке.
Усталость является комплексным показателем здоровья детей, и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким нарушениям здоровья с тяжелыми последствиями.
Многие исследователи (М.В.Арсланов, Н.Т.Белякова, А.Н.Буровых, А.Д.Дубогай и другие) пришли к единому мнению, что школа должна заниматься профилактикой утомляемости.
Работа многих исследователей посвящена профилактике утомления школьников. Однако есть все основания полагать, что эта проблема недостаточно разработана. Изучение специализированной литературы свидетельствует о широком распространении усталости среди учеников начальной школы. По разным данным, она колеблется от 40 до 60 %. Кроме того, среди специалистов нет единого мнения, как о характере, так и о динамике утомляемости в течение всего периода обучения в школе.
Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая перестройка самих учителей.
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования наша профилактика утомляемости входит в перечень образовательных задач. Также профилактика утомляемости относится к здоровьесберегающим технологиям, что свидетельствует о том, что педагоги начальных классов не должны пренебрегать этой проблемой.
Объект исследования: утомляемость современного младшего школьника в процессе обучения
Предмет исследования: профилактика утомляемости младших школьников в ходе обучения.
Гипотеза исследования: возможно, профилактика утомляемости младших школьников будет проходить более результативно, если в учебном процессе учителем будет использован специально разработанный комплекс методов и приемов профилактики утомляемости
Цель исследования: провести исследование особенностей организации работы учителя по профилактике утомляемости младших школьников во время учебы.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности организации процесса по профилактике утомляемости младших школьников современным учителем.
2. Выявить причины утомляемости младших школьников.
3. Разработать комплекс авторской модели методов и приемов профилактики утомляемости учащихся первого класса.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: естественный педагогический эксперимент; математические методы обработки результатов исследования
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации профилактики утомляемости младших школьников современным учителем
1.1 Современные подходы к организации утомляемости учащихся
По мнению В.Н.Кардашенко, проявление утомления у младших школьников выражается в изменении высшей нервной деятельности и соотношения тормозных и возбуждающих процессов. Усталость возникает в двух разных фазах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2018. - 320 с.
2. Базарный Ф.В. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / Ф. В. Базарный. - М.: АРКТИ, 2015. – 156 с.
3. Давыдов В. В. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов. - М.: Высь, 2012. – 189 с.
4. Дзапарова Н.К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников / Н.К. Дзапарова // Этническая педагогика: теория и практика. Материалы всероссийской конференции. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2012. – 63 с.
5. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург, 2011. – 237 с.
6. Ерахтина Т. А. Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников / Т. А. Ерахтина. – М.: Курганский государственный педагогический университет, 2018. – 45 с.
7. Клебанова В.А. Синдром хронической усталости (обзор) / В.А. Клебанова // Гигиена и санитария. - 2016. - № 1. - С.144-148.
8. Макарова В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В.И.Макарова, Г. Н.Дегтева, Н.В. Афанасенкова и др. // Российский педиатрический журнал. - 2020. - № 3. С. 75.
9. Мулярчик Е. Н. Профилактика утомления и переутомления школьников через интеграцию в умственную деятельность активной динамической нагрузки на уроках русского языка / Е. Н. Мулярчик. – М.: Гардарики, 2018. – 201 с.
10. Позднякова О.Л. Опыт психологического сопровождения образовательного процесса: актуальность, направления, результаты / О.Л. Позднякова // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 1. – С. 145-147.
11. Попов С. В. Валеология в школе и дома / С. В. Попов. - СПб.: Союз, 2011. - 159 с.
12. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения) / Ю.М. Пратусевич. - М.: Медицина, 2014. – 69 с.
13. Соболева А. Е. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку? / А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова.- СПб.: Питер, 2009. - 128 с.
14. Харитонова, Н. В. Проведение физкультминуток на уроках / Н. В. Харитонова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 184 с.
15. Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / С.В. Хрущев, А.А. Шлейфер // Вестн. спорт. медицины России. - 2012. - № 1 - С. 65.
16. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. / Д. Б. Эльконин. - М.: 2009. – 254 с.
17. Давыдов В. В. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов. - М.; 2002. – 175 с.
18. Ваганова Е. В. Методика проведения физкультминуток в процессе образовательной деятельности [Электронный ресурс] / Е. В. Ваганова. - 2014. - Режим доступа: nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/10/08/konsultatsiya-dlya-vospitateley-detskogo-sada-metodika-provedenia