Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В жизни каждого подростка наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. В подростковом возрасте впервые осознается неотвратимость выбора профессии как отправной точки для планирования дальнейшей карьеры. В этой связи актуальным является рассмотрение профориентационной работы как необходимого элемента в профессиональном и личностном самоопределении учащихся.
Исследователи проблемы профессионального самоопределения вкладывают разный смысл в это понятие. Одни рассматривают его как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, другие - как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.
Представляется важным и эффективным использование активных форм профориентационных занятий со школьниками (чего так не хватает во многих школах). Активизирующие игры, упражнения, опросники несут в себе глубокий воспитательный потенциал, большинство учащихся воспринимает их легко, с интересом и пониманием.
Главной особенностью предлагаемых активизирующих форм профориентационной работы является стимулирование размышлений старшеклассника о собственных перспективах самоопределения. Смысл использования предлагаемых форм - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы со старшеклассниками, а также в моделировании отдельных элементов профессионального и личностного самоопределения.
Объект исследования - готовность к профессиональному самоопределению как новообразование старшего школьного возраста. 7
Предмет исследования – формирование готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников посредствам декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования: рассмотреть профессиональное самоопределение подростков посредством занятий по декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.рассмотреть сущность профессионального самоопределения с позиций зарубежной и отечественной психологии;
2.изучить особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников;
3.вывить технология развития личностного самоопределения школьников;
4.раскрыть профориентацию подростков средствами декоративно-прикладного искусства;
5.разработать программу по развитию профориентационному самоопределению подростков в процессе изучения различных видов и техник декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников
1.1 Сущность профессионального самоопределения с позиций зарубежной и отечественной психологии
Вопреки расхожему стереотипу о том, что профессия выбирается по окончании школы, профессиональное самоопределение личности является сложным и длительным процессом, который происходит на протяжении всей жизни. То, насколько этот процесс является эффективным, зависит от степени согласованности индивидуальных возможностей человека с требованиями профессиональной деятельности, которые напрямую зависят от ее содержания. Второй немаловажный аспект - сформированность у личности способности адаптироваться к динамичной социальной среде и постоянно меняющимся экономическим условиям в ходе построения своей профессиональной карьеры. Проблема профессионального самоопределения активно обсуждается в современной зарубежной и отечественной литературе, и к настоящему моменту сложились две тенденции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арон, И.С. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2012/2/2925.phtml
2. Архипова, И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум / И.А. Архипова – СПб.: Наука и техника, 2019. – 288 с.
3. Волкова, О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников / О. А. Волкова. // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 407-408.
4. Воробьева, К.А. Коррекция агрессивного и девиантного поведения младших школьников в образовательных учреждениях / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 45-49.
5. Гогицаева, О.У. Творчество и креативность как условие инновационного образования / О.У. Ггицаева // Инновационные технологии в системе высшего образования. - 2017. – № 4. – С. 47-49.
6. Гуревич, П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: ЮнитиДана, 2018. – 319 с.
7. Денисенко, С. Ю. Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов / С. Ю. Денисенко, П. В. Косенко. // Образование и воспитание. – 2017. – № 3.1 (13.1). – С. 18-21.
8. Долгова, В.И. Исследование агрессивного поведения старших школьников / В.И. Долгова // Концепт. – 2018. – №. 31. – С. 121–125.
9. Дробот, Е.В. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России / Е.В. Дробот, И.Н. Макаров // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253-266.
10. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. // Молодой ученый. – 2016. – № 26 (130). – С. 590-592.
11. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 264 с.
12. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию: учебник и практикум / В.Н. Карандашев. – М.: Юрайт, 2016. – 430 с.
13. Кашапов, М.М. Профессиональное становление педагога. Психологоакмеологические основы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 259 с.
14. Ковалева, Н. И. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников / Н. И. Ковалева, И. Н. Массарыгина. // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1756-1758
15. Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 530-533.
16. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2018. – 471 с.
17. Кузнецова М. В. Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 41–45.
18. Махлеева, Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание / Л. В. Махлеева. // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 1088-1090.
19. Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2016. – 641 с.
20. Петрова, Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю. И. Петрова. // Молодой ученый. – 2016. – № 22 (126). – С. 224-227.
21. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 619-623.
22. Рябова Л. А. Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР» // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 40-46.
23. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/ samoopredelenie_i_professionalnaya_orientaciya_uchaschihsya/ .
24. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 2018. – 418 с.
25. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 2018. – 455 с.
26. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2018. – 575 с.