Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Нельзя научить, можно лишь научиться» - выражение, казалось бы, изначально непонятное, но полное глубокого смысла. Можно сказать, что именно на нём во многом и держится вся педагогическая наука. Действительно, каким бы эрудированным и харизматичным ни был учитель, как бы виртуозно он не строил и воплощал в жизнь структуру урока, как бы ни пытался искромётно выдавать материал, какие бы формы в организации занятий не применял, но… школьный урок заканчивается – урок всегда заканчивается! - а ребёнок остаётся сам с собой, а также со своим разноплановым, многопредметным домашним заданием, которое для большинства кажется рутиной, а для некоторых – непреодолимой стеной, которую лучше обойти.
Более того, «большого домашнего задания» боятся порой не столько дети, сколько их родители. Потому что школьники именно ко взрослым придут за уточнением, пояснениями, знаниями, которые были недополучены на уроке, да и просто – помочь склеить, нарисовать, сосчитать, вырезать и так далее. Конечно, взрослым нельзя уклоняться от таких просьб ни с психологической, ни с педагогической точки зрения: совместная деятельность крайне важна не только для лучшего усвоения материала, но и для создания и поддержания гармоничной атмосферы в семье.
Ребёнка нужно научить учиться. Он должен делать это самостоятельно, с самых первых дней пребывания в школе. Младшие школьники находятся в том возрасте, когда сформированные навыки остаются у них на всю жизнь. Самостоятельное овладение новой информацией и умение применять её на практике – необходимое требование для успешной реализации человека в современном мире.
Актуальность темы исследования. Основная задача современной школы в Российской Федерации - воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Только такой человек может гармонично существовать, а в дальнейшем найти своё место в цифровом обществе, где ежегодно удваивается объём информации – познавая и усваивая её, понимая, как в дальнейшем применять полученные знания на практике. В настоящее время гармоничного и всестороннего развития личности каждого ребёнка требуют и Федеральные государственные образовательные стандарты. Организация домашней работы учащимися – один из важных этапов формирования деятельного, эффективного, грамотного и ответственного гражданина.
Несмотря на противоречивые взгляды на домашнее задание школьников, его постоянно увеличивающийся объём, оно было и остаётся одним из основных компонентов обучение, которое позволяет решать как образовательные, так и воспитательные задачи, стоящие перед процессом обучения. Оно помогает закрепить теоретический и практический материал, изучение которого, как правило, начинается на уроке.
Младшим школьникам ещё предстоит научиться быть учениками – овладеть прилежанием, умением концентрировать внимание, прилагать волевые усилия, обладать организованностью, самим формировать свой индивидуальный ритм самостоятельной работы. В идеале потребность в самообразовании должна сохраниться у человека и после окончания школы.
Главной задачей при организации домашней работы учащимися становится стимулирование мыслительной активности и познавательного интереса, формирование готовности к самостоятельности, умственному напряжению.
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется нормативно - правовыми актами. Это Положение о домашнем задании, которое в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно. А также Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» .
Однако от нормативных положений и теоретических рекомендаций до эффективной практики – большой путь. Поэтому при планирование домашней работы, учителю необходимо учесть особенности класса и индивидуальные особенности ребенка.
Отметим, что общие идеи по организации учебной деятельности школьников в своих работах изложили такие отечественные учёные как П.П.Блонский, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий.
Дидактические и методические аспекты проблемы активизации деятельности школьников в процессе выполнения домашних заданий нашли свое отражение в работах Громцевой А.К., Кирилловой Г.Д., Мендлиной С.А., Онищука В.А., Поспелова Н.Н., Рабунского Е.С., Харламова И.Ф., Чередова И.М., Шабалиной З.П. и других ученых.
К примеру, Громцева А.К. исследовала домашнюю учебную работу как средство сближения обучения и самообразования. Рабунский Е.С. подробно раскрыл пути осуществления индивидуализации домашних заданий. В трудах Поспелова Н.Н., Харламова И.Ф., Шамовой Т.И. указывается на важное значение активизации деятельности учащихся как на уроках, так и в процессе домашней учебной работы, а также подробно описан процесс формирования культуры домашнего учебного труда школьников.
В своём исследовании мы проанализируем накопленный дидактический и педагогический опыт и сосредоточимся на особенностях организации домашней работы учащимися.
Объект исследования – домашняя учебная работа учащихся как часть единого образовательного и воспитательного процесса.
Предмет исследования – дидактические условия правильной организации домашней учебной работы младших школьников с учётом их возрастных особенностей.
Цель нашего исследования – дать характеристику домашней учебной работы как части образовательного процесса и определить дидактические условия организации данной деятельности младшими школьниками с учётом их возрастных особенностей.
Гипотеза исследования: организация домашней учебной работы младшими школьниками может быть улучшена для наиболее полного выполнения требований ФГОС.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. Рассмотреть изучение проблемы в научной литературе;
2. Дать характеристику домашней учебной работы младших школьников;
3. Определить условия организации домашней учебной детальности с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические: анализ и обобщение результатов изучения психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседы с учителями и учащимися, анализ школьной документации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – чрезвычайно значимый этап в развитии каждого человека. Данный период включает время, когда ребёнок проходит обучение в начальной школе, отсюда и название. Его рамки индивидуальны и зависят от физического и психоэмоционального развития ребёнка. В среднем это 6-11 лет .
Период начинается со «стрессовой перестройки» всей психики ребёнка, его познавательных процессов – это связано с моментом поступления в школу, смены окружения, появления новых значимых взрослых, освоения статуса ученика, новых обязанностей и ответственности. Постепенно меняются его мышление, память и воображение.
Между тем, не забыто и относительно беззаботное дошкольное детство. Младший школьник остаётся подвижным, активным, чрезвычайно любознательным, как правило, очень любит принимать участие в различных играх и соревнованиях.
Так, при поступлении в школу все малыши не перестают играть, многие из них даже приходят на занятия с любимыми игрушками. Это происходит потому, что на начальном этапе у детей превалирует наглядно-действенный тип мышления. Они существуют в мире вещей, эти вещи обладают определенными функциями, которые дети хотят непременно познать. Отсюда также непреодолимое желание разобрать игрушки, посмотреть, как крепятся глаза в голове у куклы и как устроена машинка. Тоже самое происходит и с бытовыми предметами: детям нужно непременно знать, как всё устроено, как функционирует и может ли делать что-то ещё, о чём взрослые и не подозревали.
В дальнейшем мышление ребёнка продолжает развиваться, и он будет способен придумывать с предметами самые различные истории: так происходит формирование наглядно-образного мышления, яркие примеры данного процесса можно наблюдать как раз в младшем школьном возрасте. Младшие школьники очень любят сказки – это первая литература, которую они прочтут сами. Сказки они просят рассказать и взрослых, а затем начинают придумывать истории сами – о тех предметах и людях, с которыми они знакомы.
Если у дошкольника внимание непроизвольное, то есть он изучает лишь вещи, которые ему интересны, задача школьника с первых дней обучения – учиться произвольному вниманию, уметь концентрироваться на необходимых вещах.
Процесс запоминания у младших школьников имеет свои возрастные особенности. Многие дети хорошо владеют «автоматической памятью», когда они могут легко запомнить любую бессмысленную для них информацию. Поэтому задача педагога – активизировать смысловую память ребёнка, учить его находить ответы на даже незаданные вопросы.
Внимание, мышление, память и воображение напрямую влияют на формирование личности ребёнка и его способности к обучению. В младшем возрасте происходит становление основных свойств личности человека, его позиционирование как субъекта этого мира.
Нужно отметить, что младшие школьники до конца не осознают, зачем и для чего им нужно учиться. Часто происходит подмена понятий, если у них спросить: «Дети, зачем вам нужно учиться?», то ответы будут самыми разнообразными, например, «чтобы мама не ругала», «чтобы подарки покупали», «чтобы быть лучим в классе» и т.д. Поэтому задача учителя создать такие условия, чтобы обучающие пришли к осознанию таких вещей: труд – это работа, учатся они для себя, ведь учёба – невероятно увлекательный процесс,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, О. В., Литвинова, Е. А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа. – 2004 – № 12
2. Белявцева Т. Ю. Родительское собрание "Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий" / Т. Ю. Белявцева // Классный руководитель. - 2006. - N 7. - С.84-86.
3. Вергелес Г.И. Дидактика: учеб. пособие для студентов факультетов начального образования / Г.И. Вергелес, В.С. Конева. – М.: Высшая школа, 2006. - 272с.
4. Вергелес Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев - СПб.: Союз, 2000.- 159 с.
5. Гребень, З. И. Домашние задания – это интересно // Русский язык и литература. – 2006 – № 7 – С. 19–23.
6. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности самообразованию: [учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / А. К. Громцева. – М.: Просвещение, 1983 – 144 c.
7. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. – 2001 – № 8
8. Древелов, X. Домашнее задание: книга для учителя / Х. Древелов / пер. с нем. Н. С. Кабановой. – М.: Просвещение, 1989 – 77 с.
9. Дорофеев, Г. В., Кузнецова, Л. В., Суворова, С. Б., Фирсов, В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. – 1990 № 4
10. Дифференцированное обучение по особенностям восприятия // Начальная школа плюс До и После. – 2014 – № 6
11. Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. — №6. — С. 24.
12. Иваниенко, О. А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502880/
13. Любимова В. В. Домашнее задание в контексте ФГОС : участие родителей - благо или вред? / В. В. Любимова // Математика в школе. - 2015. - № 5. - С. 3-6.
14. Нормализация учебной нагрузки школьников. Экспериментальное физиолого-гигиенические исследование / Под ред. М. В. Антроповой, В. Н. Козлова. – М.: Педагогика, 1988
15. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.. Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р.- М.: Знание, 1988. – с. 432.
16.Организация дифференцированного обучения младших школьников, учитывая особенности восприятия // Начальная школа плюс До и После. – 2009 – № 8
17. Пидкасистый, И. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2001 – 536 с.
18. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 24.11.2021).
19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – 64 с. – с. 114.
Интернет-источники
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ — Редакция от 02.07.2021 — Контур.Норматив (kontur.ru)
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 - docs.cntd.ru