Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является вторым после семьи социальным институтом в жизни ребенка. Ведь, от условий, в которых развивается ребенок, напрямую зависит его будущее. В раннем возрасте ребенку достаточно общения с родными людьми, но, взрослея, он начинает нуждаться в социализации и общении со сверстниками. Ребенок с нормальным онтогенетическим развитием сам стремится в детский сад. Для родителей ДОУ – это, в первую очередь, образовательное учреждение. Ведь именно там ребенок может получить дошкольное образование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ДО) [19].
Актуальность воспитания и развития ребенка в условиях детского сада подтверждает и РОССТАТ – на 2021-2022 учебный год в России дошкольное образование охватывает 81% всех дошкольников. Государственная политика в области дошкольного образования склоняет Министерство просвещения России к реализации комплекса мер, которые в текущем учебном году обеспечивают полную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, а так же детей-инвалидов [12].
Таким образом, актуальность выбранной нами темы обуславливает цель настоящей работы: изучить роль дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии ребенка в теоретическом и исследовательском аспекте.
Объектом исследования является процесс воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Предметом исследования считаем роль дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии ребенка.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) выявить особенности воспитания ребенка дошкольного возраста;
2) описать особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста;
3) провести анализ воспитательной работы МКДОУ Каменский детский сад «Теремок»;
4) провести анализ развивающей предметно-пространственной среды МКДОУ Каменский детский сад «Теремок».
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы, а так же законодательной базы из области образования и документации образовательного учреждения.
База исследования: МКДОУ Каменский детский сад «Теремок», село Каменское.
Глоссарий
1) Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка (Новикова Л.И. [13, 21]).
2) Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ФЗ «Об образовании в РФ» [20]).
3) Личностно-ориентированное воспитание – это освобождающее воспитание, при котором воспитатель и ребенок являются равноправными субъектами, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют (Новикова Л.И. [13, 23]).
4) Психическое развитие – это развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания (Дудьев В.П. [5, 28])
5) Развивающая предметно-пространственная среда детского учреждения – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика и предполагающая единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (Новоселова С.Л. [14, 31])
6) Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность (Валентей Д.И. [3, 753])
Глава 1. Особенности воспитания и развития ребенка дошкольного возраста
1.1. Особенности воспитания ребенка дошкольного возраста
Новикова Л.И. трактует воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание. Личностно-ориентированное воспитание – это освобождающее воспитание, при котором воспитатель и ребенок являются равноправными субъектами, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют [13, 21].
Согласно Федеральному закону «Об образовании», воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [20].
Вопрос о возрастных индивидуальных особенностях воспитания ребенка всегда актуален у авторитетных отечественных и зарубежных педагогов. Во всех основополагающих педагогических трудах авторы обращают внимание на необходимость глубокого анализа и учета в процессе воспитания возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. В частности, данный вопрос подробно описан в ретроспективной работе Я.А. Коменского «Великая дидактика». Автор, указывая на необходимость возрастной дифференциации в воспитательном процессе, отмечает, что по воле воспитателя, прежде всего, должны быть приведены в гармонию нравы [7, 104]. Дж. Локк, в трактате «Мысли о воспитании» указывает, что в детском возрасте душу человека легко направить в нужное русло, главное иметь подход к каждому конкретному ребенку [9, 205]. Ж-Ж. Руссо в легендарной и уникальной в своем роде работе «Эмиль, или о воспитании» размышляет над особенностями воспитания ребенка в процессе его взросления [16]. К более поздним, но все же фундаментальным работам отнесем труды А. Дистервега [4], К.Д. Ушинского [18], Л.Н. Толстого [17], Н.К. Крупской [8].
Деятельность отечественных педагогов XIX-XX века оставила четкий след на ниве народного просвещения. Останавливаясь на их взглядах подробнее, опишем, как с их точки зрения представляется воспитательный процесс ребенка дошкольного возраста. Н.К. Крупская подчеркивала, что незнание детских особенностей и их возрастных интересов, обрекает процесс воспитания на крах [8, 38].
Воспитание, по Л.Н. Толстому, прежде всего воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого – идея свободного воспитания. Автор был убежден в совершенстве детской природы, которой неадекватный, перенасыщенный требованиями процесс воспитания лишь вредит. Л.Н. Толстой утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие, а задачей воспитателей является сбережение гармонии, которой ребенок обладает с момента рождения [17, 43]. Таким образом, уже два столетия назад появилось основное правило воспитания – надо предоставлять ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания.
Итак, анализ педагогической литературы позволил нам выделить виды воспитания (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды воспитания
На сегодняшний день подходы к воспитанию систематизированы в работе Подласого И.П. [15, 95]:
1) воспитание как некоторое принуждение;
2) воспитание как помощь ребенку в жизни;
3) воспитание как создание условий для свободного развития;
4) воспитание как управление и надзор;
5) воспитание как руководство со стороны взрослых, опытных людей;
6) воспитание как выработка заданных норм;
7) воспитание как приобщение к ценностям.
И.Г. Щукиной было выделено три группы методов воспитания [21, 44]:
1) методы, формирующие сознание (объяснение, рассказ, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад);
2) методы, организующие деятельность и формирующие опыт поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
3) стимулирующие методы (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы воспитания оказывают совокупное влияние на все сущностные сферы человека. Между тем отдельно взятый метод воспитания и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бабаева, Т.П. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-пресс, 2019. – 352 с.
2) Баюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Баюта. – М.: Логос, 2011. – 306 с.
3) Валентей, Д.И. Демографический энциклопедический словарь / Д.И. Валентей. – М.: Энциклопедия, 2019. – 895 с.
4) Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – СПб.: Питер, 2017. – 376 с.
5) Дудьев, В.П. Психомоторика: cловарь-справочник / В.П. Дудьев. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 973 с.
6) Егоров, Б.Б. Педагогические основы оздоровительно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях санаторного туберкулезного детского сада / Б.Б. Егоров. – Диссерт. канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – 198 с.
7) Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 2019. – 476 с.
8) Крупская, Н.К. О коммунистическом воспитании школьников / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 2017. – 352 с.
9) Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк. – М.: Педагогика, 2016. – 502 с.
10) Микляева, Н.В. Физическое развитие дошкольников. Охрана и укрепление здоровья. ФГОС ДО / Н.В. Микляева, Т.М. Палий, Н.А. Виноградова. – М.: Сфера, 2015. – 144 с.
11) МКДОУ Каменский детский сад «Теремок». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://teremok-pen.kinderedu.ru/
12) Минпросвещение России. Дошкольное образование. – 2021. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/preschool_education/
13) Новикова, Л.И. Педагогика воспитания. – М.: Просвещение, 2009. – 349 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%D0%98.%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.PDF
14) Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Педагогика, 2018. – 180 с.
15) Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Педагогика, 2018. – 421 с.
16) Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Педагогика, 2000. – 312 с.
17) Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 2018. – 289 с.
18) Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – М.: RUGRAM, 2021. – 413 с.
19) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
20) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
21) Щукина, И.Г. Технологии воспитательного процесса / И.Г. Щукина. – М.: Новая школа, 2007. – 96 с.
22) Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии / Д.Б. Эльконин, 1971. – № 4. – С. 5-10.
23) Яковлева, А.В. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях негосударственного образовательного учреждения / А.В. Яковлева. – Диссерт. канд. пед. наук. – Москва, 2007. – 158 с.