Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» придается большое значение совершенствованию методов обучения.
При обучении детей в начальных классах школы очень важно донести до сознания учеников весь необходимый учебный материал. Для этого нужны современные методы обучения. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями. Это помогает вызывать положительное отношение к процессу обучения не у только тех, кто учится с интересом, но и у детей, у которых нет стремления к учебе.
Методами обучения являются способы взаимодействия учителя с учениками, которые направлены на решение различных задач обучения. При этом назначение метода обучения заключается не в простой передаче знаний, а в том, чтобы у школьника вызвать интерес к решению определенной задачи и пробудить его потребность в получении новых знаний.
Методика преподавания математики как отдельная педагогическая наука зарождалась в трудах педагогов. Еще Ян Амос Коменский(1592- 1670) в труде "Большая дидактика", освещая общие дидактичные требования и правила, много внимания уделял изучению арифметики. Иоганн Генрих Песталоцци(1746 -1827), швейцарский теоретик и практик педагогики, основоположник дидактики начального обучения, в своих трудах рядом с общепедагогическими проблемами разрабатывал вопрос методики начального обучения детей арифметике. К.Д. Ушинский (1824 -1870) в "Руководстве к преподаванию по "Родному слову" в нескольких глубоких по содержанию страницах рассматривает методику начального обучения счету[27, с.342].
Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.
Создание заинтересованного отношения к учению - проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. От того, как удаётся развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения. Холева О. В. в своей статье «Развитие познавательного интереса на уроках математики» рассмотрела, как происходит формирование мотивации учения у школьников на уроках математики. Горнобатова Н.Н. в своей статье рассуждает о развитии познавательного интереса у учащихся на уроках математики, умение правильно, логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления. На развитие у учащихся познавательного интереса наиболее успешно влияют логические разминки, творческие задания, дидактические игры, работы поискового и исследовательского характера, использование на уроках ИКТ.
Предмет исследования: методы обучения на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс влияния использования различных методов обучения на развитие познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: раскрыть методы обучения, привести примеры по их использованию на различных уроках математики.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие о методах обучения математике в начальных классах; проанализировать классификации методов обучения;
- раскрыть сущность и содержание методов обучения математики,
- раскрыть закономерности выбора методов обучения математике;
Гипотеза: мы предполагаем, что если учитель будет активно использовать в работе с младшими школьниками методы обучения на уроках математики, то процесс усвоения знаний будет эффективным.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассказывается о методах обучения, их значении и применении на практике. В приведенных примерах предоставляются плюсы и минусы метода. Дана характеристика каждого из методов. Во второй главе проведена опытно-экспериментальная деятельность, которая раскрывает влияние различных методов обучения на познавательную активность учащихся начальной школы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы методов обучения на уроках математики
1.1 Понятие о методах обучения
Под методами обучения в дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передаёт, а учащийся усваивает знания, умения и вырабатывает навыки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru.
2. Алехин А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 2018. — 244с.
3. Барышникова Г. Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. — Я.: ЯГПУ, 2019.
4. Белошистая А.В, Козлова Е.Г О педагогических принципах организации работы со способными к математике детьми в начальных классах. - № 02, 2017, с. 56–61.
5. Газета «Математика» № 7,М,: Издательский дом «Первое сентября», 2019.
6. Е. Я. Голант, Е. И. Перовский. По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения -- Мн.: ТетраСистемс, 2016. - 128 с
7. Данилов М. А., Б. П. Есипов Дидактика - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 2018. – с.517
8. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2020, 288 с.
9. Каршиев Х., Аминова Н. И. Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 539-542.
10. Конева С.А Как развивать познавательные способности детей на уроках математики. - № 10, 2019, с. 36–40.
11. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 352 с.
12. Красноперов В. И., Красноперова Л. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 180-183.
13. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2017. – 474 с.
14. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2019. — №11. Т.2. — С. 166-168.
15. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 / Сост.: Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2018. – 82 с.