Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном информационном обществе создаваемый информационный продукт, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным, должен не просто выполнять требуемые функции, но и отвечать эстетическим требованиям. Т.В. Аршба и А.Н. Богданова, исследуя процесс обучения растровой графике, пишут о том, что современный школьник, обладая базовыми знаниями в области информационно-коммуникативных технологий, должен уметь разрабатывать информационный продукт, соответствующий эстетическим требованиям, которые будут использоваться в различных ситуациях: в решении задач на уроках, в проектах, выполненных в виде презентации, в оформлении документов по образцу, в графических изображениях, в буклетах, в программах, написанных на языках программирования [2, стр. 12]. Сказанное находит отражение и в требованиях системы образования: в законе «Об образовании» РФ отмечено, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в том числе, через развитие эстетического вкуса посредством работы в графических редакторах [19]. Первоначальная работа в графических редакторах на уроках информатики в курсе основной школы предполагает знакомство с растровым форматом изображений. В связи с этим изучение растровых изображений и их свойств приобретают особую актуальность.
Не смотря на высокую актуальность и мировой спрос на растровую графику в российской системе образования в области информатики возникает противоречие – недостаточно глубоко разработанная система задач обучения школьников работе в современных приложениях с растровыми изображениями.
Исходя из данного противоречия нами выделена проблема структуризации системы учебно-предметных задач для обучения растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики.
Таким образом, целью настоящего исследования является разработка системы задач для обучения растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики.
Объектом исследования является система задач для обучения растровой компьютерной графике.
Предметом исследования является процесс разработки системы задач для обучения растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики.
В качестве гипотезы исследования выступает суждение о том, что существует практическая возможность разработки целостной системы задач для обучения современной и востребованной растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики, отвечающей требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [18].
Согласно объекту, предмету и цели исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) описать реализацию курса информатики в общеобразовательной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2) выявить психолого-педагогические особенности учащихся средней школы;
3) выявить особенности изучения растровой компьютерной графики в курсе информатики средней школы;
4) описать требования к структуре системы учебно-предметных задач для обучения растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики;
5) составить обязательный минимум задач для обучения растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики;
6) составить вариативные задания для обучения растровой компьютерной графике учащихся основной школы на уроках информатики.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что нами предлагается структура более современных, востребованных обучающимися учебно-предметных задач обучения растровой компьютерной графике, одновременно удовлетворяющих требованиям ФГОС ООО [18].
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами предложены новые конкретные задания обучения растровой компьютерной графике в курсе информатики основной школы, преподавателями информатики в вузах, методистами в системе повышения квалификации и переподготовки учителей информатики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, а так же законодательной базы из области образования.
Структура работы: исследование состоит из 37 страниц, включает в себя введение, две главы – теоретическую и эмпирическую, заключение, список литературы из 20 источников, в работе содержится 3 таблицы и 7 рисунков.
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ РАСТРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1. Реализация курса информатики в общеобразовательной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
В условиях современного образовательного процесса, осуществляемого с применением информационной образовательной среды, цифровые навыки в той или иной степени формируются в процессе учебной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аверин В.Н. Компьютерная графика: Учебник для учреждений среднего профессионального образования. – Москва: Академия. – 2016. – 304 c.
2) Аршба Т.В., Богданова А.Н. Формирование эстетического вкуса учащихся основной школы в процессе обучения растровой графике средствами телекоммуникационного проекта // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2021. – Том 10. – № 3. – С. 12-18. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_47290044_42844674.pdf
3) Босов Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: 5 класс / учебник. – М.: БИНОМ. – 184 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2F11klasov.net%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D10456%26viewonline%3D1
4) Босов Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: 6 класс / учебник. – М.: БИНОМ. – 2016. – 215 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2F11klasov.net%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D332%26viewonline%3D1
5) Босов Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: 7 класс / учебник. – М.: БИНОМ. – 2013. – 240 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2F11klasov.net%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D10476%26viewonline%3D1
6) Босов Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: 8 класс / учебник. – М.: БИНОМ. – 2012. – 223 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://s.11klasov.net/331-informatika-uchebnik-2012-goda-dlya-8-klassa-bosova-ll-bosova-ayu.html
7) Босов Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: 9 класс / учебник. – М.: БИНОМ. – 2010. – 182 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2F11klasov.net%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D353%26viewonline%3D1
8) Гладких Ю.П., Ерыгина Н.С., Косенкова Я.О. Трудный подросток: проблемы обучения и воспитания // Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары.: Интерактив Плюс. – 2017. – С. 85-86. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32332839
9) Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Академия. – 2006. – 396 с.
10) Дандарова Ж.К., Реан А.А. Психология подростка. – СПб.: Прайм-Еврознак. – 2017. – 480 с.
11) Клепач Ю.В., Рубцова Т.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. - №6. – С. 63-72. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41499574
12) Луговской К.И. Системы учебных задач в курсе информатики: требования, цели и свойства // Вестник Московского университета. – 2016. – № 3. – С. 72-83. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-uchebnyh-zadach-v-kurse-informatiki-trebovaniya-tseli-i-svoystva/viewer
13) Мураховский В.И. Компьютерная графика. Adobe Photoshop. – М.: АСП-ПРЕСС. - 2010. - 687 с.
14) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/
15) Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=334303
16) Савостьянова Л.В. Разговорная речь современных подростков в социальном аспекте // Филологическое образование и современный мир. XII молодежная научно-практическая конференция с международным участием. – Чита.: Забайкальский государственный университет. – 2016. – С. 11-16. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27270576
17) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
18) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_ooo31122015.pdf
19) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
20) Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – М.: Педагогика. – 2019. – 423 с.