Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время российское общество продолжает испытывать тревогу за морально-нравственное состояние подростков. Это обусловлено тем, что среди немалой части подростков нередко проявляется бездуховность, а также отсутствие чувства социальной ответственности за свое поведение. Кроме этого, обостряются конфликтные ситуации, не снижается преступность. Уровень морально-нравственного развитие подростков также продолжает оставаться на не высоком уровне. Подростки пока еще весьма восприимчив к внешним влияниям. Поэтому именно в данном возрасте имеются весьма большие возможности для последовательного и систематического формирования моральных и ценностных ориентаций в процессе эстетического воспитания. Это обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Наряду с осознанием значимости формирования у подростков моральных и ценностных ориентаций в процессе эстетического воспитания, важны еще и эффективные механизмы этого процесса, что и составляет проблему исследования.
Нравственное воспитание подростков на современном этапе – это целенаправленная деятельность педагога, ориентированная непосредственно на формирование у подрастающего поколения нравственных чувств, этических представлений, а также привития норм и правил поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям, природе, вещам, а также обществу в целом.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: 1) Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, И.А. Галицкая, А.Г. Иванова, И.А. Колесникова, Б.Т. Лихачев, И.В. Метлик, И.П. Подласый, В.Н. Сыров и др., рассматривавшие сущность нравственных ценностей и нравственного воспитания; 2) М.В. Гамезо, В.В. Дрожжинова, И.В. Дубровина, Е.А. Петрова, А.М. Прихожан и др., объектом исследования которых стали возрастные особенности подростков; 3) Г.И. Батурина, В.М. Брюханов, Р.Н. Бунеев, Е.В. Губанова, А.Я. Данилюк, А.А. Калюжный, К.Л. Лисова, И.С. Марьенко, В.М. Мухина, Ю.Б. Пушкова, К.Л. Суворова, Л.Г. Чаплаева и др. особое внимание уделившие механизмам формирования нравственных ценностных ориентиров подростков.
В работе будут решаться противоречия между современными требования в сформированности у подростков нравственных ценностных ориентиров и недостаточно разработанными механизмами реализации данного процесса на базе общеобразовательной школы.
Объект исследования – процесс эстетического воспитания.
Предмет исследования – механизмы формирования нравственных ценностных ориентаций подростков.
Цель работы: изучить теоретические основы нравственных ценностей у подростков и определить механизмы их формирования.
Задачи:
1. Выявить теоретические основы формирования нравственных ценностей у подростков в эстетическом воспитании.
2. Дать характеристику особенностей подросткового возраста.
3. Определить механизмы формирования нравственных ценностных ориентиров в эстетическом воспитании, рассмотрев отечественный и зарубежный опыт.
4. Разработать рекомендации по формированию нравственных ценностных ориентиров в эстетическом воспитании подростков.
Методы исследования: метод анализа публикаций по теме исследования, метод сравнения, метод систематизации и логической группировки выявленной информации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2009. – Т.2. – 548 с. – Текст: непосредственный.
2. Базовые национальные ценности. «Закладки» для учителя, внедряющего Федеральный государственный образовательный стандарт. – URL: http://freeref.ru/wievjob.php?id=1005388. (дата обращения: 06.12.2021). – Текст: электронный.
3. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, К.Л. Суворова. – Москва: Народ. образование, 2018. – 112 с. – Текст: непосредственный.
4. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности / Б.С. Братусь. – Москва: Знание, 2017. – 64 с. – Текст: непосредственный.
5. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В.М. Брюханов. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
6. Бунеев, Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы / Р.Н. Бунеев. – Текст: непосредственный // Нач. школа до и после. – 2009. – № 5. – С. 1-3.
7. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая И.В. Метлик. – Текст: непосредственный // Педагогика. 2009. – № 10. – С. 39 - 41.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Пед. о – во России, 2016. – 488 c. – Текст: непосредственный.
9. Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушкова. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2011. –№5. – С. 34-37.
10. Иванова, А.Г. Состояние и проблемы духовности / А.Г. Иванова. – Текст: непосредственный // Модернизация образования: проблемы и перспективы. – Оренбург, 2016. – С. 46- 54.
11. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва, 2019. – 174 с. – Текст: непосредственный.
12. Дрожжинова, В.В. Общие особенности нравственных представлений подростков // Концепт. 2015. № 9 (сент.). – URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. (дата обращения: 05.12.2021). – Текст: электронный.
13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2016. – 412 с. – Текст: непосредственный.
14. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации Глинские чтения. – Москва: Самшит-издат, 2017. – 176 с. – Текст: непосредственный.
15. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – Москва: Планета, 2015. – 63 с. – Текст: непосредственный.
16. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола). – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 1996. – № 2. – С. 3-40.
17. Дорфман, JI.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Л.Я. Ковалева. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 101-106.
18. Калюжный, А.А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ / А.А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2016. – 156 с. – Текст: непосредственный.
19. Колесникова, И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 25-33.
20. Лихачевб Б.Т. Система эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – Москва: Просвещение,2018. – 321с. – Текст: непосредственный.
21. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – Москва: Просвещение, 2017. – 214 с. – Текст: непосредственный.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – Москва: Академия, 2019. – 456 с. – Текст: непосредственный.
23. Никитина, М.В. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе: автореф. … канд. пед. наук / М.В. Никитина. – Омск, 2000. – 24 с. – Текст: непосредственный.
24. Нравственное воспитание в семье: метод. пособие / сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 143 с. – Текст: непосредственный.
25. Нравственность в современном мире: методический материал / сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. – Минск: Красико-принт, 2019. – 128 с. – Текст: непосредственный.
26. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / под общ. ред. Е.Н. Степанова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 196 с. – Текст: непосредственный.
27. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн: учебник / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС, 2017. Кн. 3. – 463 с. – Текст: непосредственный.
28. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан. – Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
29. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности: учебное пособие / Л.А. Регуш. – Санкт-Петербург: Ун-т. А.И. Герцена, 2018. – 532 с. – Текст: непосредственный.
30. Сыров, В.Н. К проблеме оснований морального поведения / В.Н. Сыров. – Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 375. – С. 55 – 60.
31. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 286 с. – Текст: непосредственный.
32. Чаплаева, Л.Г. Особенности эстетического воспитания подростков / Л.Г. Чаплаева. – Текст: непосредственный // Гуманитарные науки. – 2019. – № 3. – С. 84-89.