Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МИКРОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 5
1.1. Особенности развития микромоторики у детей дошкольного возраста 5
1.2. Методики развития микромоторики у дошкольников 10
1.3. Су-Джок терапия как средство развития микромоторики у детей дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2. СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МИКРОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭМПИРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 18
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня развития микромоторики у детей дошкольного возраста 18
2.2. Формирующий эксперимент по развитию микромоторики средствами Су-Джок терапии 23
2.3. Контрольный эксперимент по выявлению сформированного уровня развития микромоторики у детей дошкольного возраста 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детство ребенка дошкольника – это беззаботная жизненная пора. В этом возрасте ребенок постепенно открывает для себя разнообразие видов деятельности в детском саду. Деятельность ребенка в этот период выходит за рамки простой манипуляции с игрушками и посторонними предметами. Средством успешной деятельности ребенка является развитая микромоторика, позволяющая ему заниматься самообслуживанием, играть и получать дошкольное образование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [26].
На сегодняшний момент проблема развития моторики рук детей дошкольного возраста является одной из основных задач любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Актуальность данного вопроса обосновала появления множества исследовательских работ в данной области. Взаимосвязь моторики рук изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов [18], А.А. Леонтьев [14], А.Р. Лурия [15]. М.М. Кольцова подтвердила связь интеллектуального развития и пальцевой моторики [12]. Также существует исследование Гребнева А.И., согласно которому процесс развития мелкой моторики у детей способствует формированию у них чувства ритма, музыкального слуха, памяти [7]. Бажина Е.Ю. [1], Безруких М.М. [2, 3] показали, что дошкольники с высоким уровнем развития мелкой моторики способны более быстро осознавать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, более наблюдательны. Одним из средств решения проблемы развития детской мелкой моторики является использование пальчиковой игры.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют: теоретические положения возрастной психологии Д.Б. Эльконина [28], Е.Б. Смирновой [21]; физиологическая теория развития микромоторики у человека И.М. Сеченова [20]; теоретические основы Су-Джок терапии Г.К. Бельгибаевой и С.О. Казангапова [5].
Объектом исследования является процесс развития микромоторики детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является Су-Джок терапия как средство развития микромотрики детей дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выступает суждение о том, что систематический методически обоснованный процесс использования Су-Джок терапии позволяет повысить уровень развития микромотрики детей дошкольного возраста.
Цель исследования: в теоретическом и эмпирическом аспектах изучить возможности Су-Джок терапии как средства развития микромоторики детей дошкольного возраста.
Согласно цели исследования ставим перед собой ряд задачи:
1) описать особенности развития микромоторики у детей дошкольного возраста;
2) систематизировать методики развития микромоторики у дошкольников;
3) выявить возможности Су-Джок терапии как средства развития микромоторики у детей дошкольного возраста;
4) организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня развития микромоторики у детей дошкольного возраста;
5) реализовать формирующий эксперимент по развитию микромотрики средствами Су-Джок терапии;
6) выявить сформированный уровень развития микромоторики у детей дошкольного возраста.
База исследования:
ГЛАВА 1. СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МИКРОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1. Особенности развития микромоторики у детей дошкольного возраста
Д.Б. Эльконин определяет дошкольный возраст как этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от трех до семи лет. В его рамках выделяется три периода [28, стр. 21]:
1) младший дошкольный возраст – от трех до четырех лет;
2) средний дошкольный возраст – от четырех до пяти лет;
3) старший дошкольный возраст – от пяти до семи лет.
Окончание дошкольного возрастного периода знаменуется формированием очень важных новообразований психики ребенка [28, стр. 24]:
1) правильная речь;
2) анализирующее восприятие;
3) непроизвольная память;
4) творческое воображение;
5) наглядно-образное мышление;
6) словесное мышление;
7) зачатки произвольной памяти;
8) эмоциональная регуляция поведения.
Практически все новообразования у ребенка дошкольника связаны с развитием микромоторики. Смирнова Е.Б. под микромоторикой (мелкой моторикой) понимает совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Если речь идет о моторных навыках рук и пальцев рук можно встретиться с термином «ловкость» [21, стр. 43]. Область микромоторики рук объединяет разнообразные движения: примитивные жесты, среди которых основными являются захват объектов, удерживание предметов разной формы; очень мелкие движения, влияющие на почерк человека, способность к качественному выполнению творческих работ.
Развитие познавательных способностей ребенка в связи с развитием мелкой моторики, очень активно протекает в дошкольном возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. Непосредственный контакт ребенка с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними.
Медицинским сообществом доказано, что анатомия человека вполне объясняет картину зависимости развитой детской речи от уровня развития моторики, поскольку около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. И.М. Сеченову принадлежат высказывания о том, что движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [20, стр. 38].
Постоянное совершенствование тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой исследования и наблюдения доказывают взаимосвязь степени развития движений пальцев и степени развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни был проведен эксперимент. Ребенка просили показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Оказалось, что дети, которые могут повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Следовательно, добиться развития речи у детей невозможно, пока движения пальцев не свободны [12, стр. 28].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бажина, Е.Ю. Влияние занятий бисероплетением на развитие тонкой моторики старших дошкольников для подготовки руки к письму // Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Е.Ю. Бажина, 2015. – Т.2. – № 4(6). – С. 18-24.
2) Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2017. – 196 с.
3) Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2007. – 62 с.
4) Белоусова, И.В. Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи и фрукты» / И.В. Белоусова. – Социальная сеть работников образования, 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
5) Бельгибаева, Г.К. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом роведения Су-Джок терапии // Международный журнал экспериментального образования / Г.К. Бельгибаева, С.О. Казангапова, 2015. – № 2-3. – С. 322-324.
6) Высоцкая, И.А. Влияние пальчиковых игр на развитие речи дошкольников / И.А. Высоцкая, 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-palchikovyh-igr-na-razvitie-rechi-detei.html
7) Гребнев, А.И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников // Вестник науки и образования / А.И. Гребнев, 2016. – № 4 (16). – С. 61-63.
8) Калашникова, Л.В. Су-Джок терапия, как оздоровительная технология в детском саду / Л.В. Калашникова, Л.В. Коротаева, 2020. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doshkolnik.ru/zdorove/26471-sudzhok-terapiya-kak-ozdorovitelnaya-tehnologiya-v-detskom-sadu.html
9) Калинкина, А.Ю. Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста / А.Ю. Калинкина. – Социальная сеть работников образования Воспиталочка, 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/14/palchikovye-igry-i-ikh-vliyanie-na-uroven-razvitiya-rechi
10) Карасюк, Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников / Н.Н. Карасюк. – М.: Дошкольная педагогика, 2011. – С. 14-17.
11) Картункова, О.В. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О.В. Картункова, 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-metody-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
12) Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Кольцова. – М.: Просвещение, 2016. – 199 с.
13) Копанова, Е.М. Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста / Е.М. Копанова, 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-palchikovyh-igr-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
14) Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла / А.А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2018. – 375 с.
15) Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2013. – 432 с.
16) Мельникова, Н.О. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста / Н.О. Мельникова, 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-palchikovyh-igr-v-razviti-rechi-detei-ranego-vozrasta.html
17) Озерецкий, Н.О. Психомоторика / Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич. – М.: Педагогика, 2014. – 307 с.
18) Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов. – М.: Медицина, 2017. – 375 с.
19) Резинова, А.Н. Осенняя пальчиковая гимнастика / А.Н. Резинова, 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/osenja-palchikovaja-gimnastika.html
20) Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. – М.: АСТ, 2015. – 532 с.
21) Смирнова, Е.Б. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Б. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
22) Современная энциклопедия. – 2000. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/47206
23) Солодова, Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» // Логопед / Ю.В. Солодова, 2008. – №3. – С. 34-68.
24) Старовойтова, Е.А. Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дом и его части» / Е.А. Старовойтова, 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/11/blog-post_21.html
25) Трошина, О.Н. Пальчиковые игры по тематическим разделам. – Социальная сеть работников образования / О.Н. Трошина, 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/02/palchikovye-igry-po-tematicheskim-razdelam
26) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
27) Фигурин, Н.Л. Этапы развития поведений детей в возрасте от рождения до одного года / Н.Л. Фигурнин, М.П. Денисова. – М.: Сфера, 2018. – 115 с.
28) Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2010. – 141 с.