Фрагмент для ознакомления
2
Одной из ведущих форм деятельности ребенка является познавательная деятельность, которая стимулирует учебную деятельность на основе учебно-познавательного интереса. Учебно-познавательная деятельность – это совокупность учебной и познавательной деятельности. Чтобы разобраться, что же такое учебно-познавательная деятельность, приведем несколько различных трактовок понятий «деятельность», «познавательная деятельность», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» с целью раскрытия данных понятий и принятия наиболее точного определения учебно-познавательной деятельности в рамках данного исследования.
По А.Н. Леонтьеву, деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры [27].
Авторы М.В. Гамезо и И.А. Домашенко определили деятельность как специфически человеческую, регулируемую сознанием активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого человека [16].
Авторы Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, и М.Г. Ярошевский дали определение деятельности как целеустремленной активности, реализующую потребности субъекта [23].
По мнению В.Н. Дружинина самым подходящим определением деятельности является следующее: «деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта» [20].
В психологическом словаре Кондакова И.М. дается такое определение деятельности: «Деятельность – это активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счет этого удовлетворяет свои потребности» [24].
В «Большом психологическом словаре» деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой [37].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Теперь перейдем к следующему понятию «познавательная деятельность». Познавательная деятельность – осознанная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний [28].
Н.Ф. Виноградова и О.А. Рыдзе определили познавательную деятельность как активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него [8].
По мнению И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого, познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [25].
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности [12].
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном этапе, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [31].
Если сравнивать понятия «познавательная деятельность» и «деятельность» можно сделать вывод, что понятие «познавательная деятельность» расширяет первоначальное понятие деятельности. Деятельность становиться не просто взаимодействием человека с окружающей средой, а выступает как осознанное взаимодействие с окружающим миром с использованием психических процессов. Перейдем к следующему понятию «учебная деятельность».
Понятие «учебная деятельность» появилось в психологопедагогической литературе сравнительно не так давно в связи с разработкой и исследованием критериев качественной характеристики знаний детей младшего школьного возраста (научности, системности, обобщенности, прочности знаний и т.д.) и возникшей в связи с этим необходимостью рассмотрения целостной учебной деятельности, включающей в себя не только знания, умения и навыки, стоящие за ними приёмы, действия и операции учащихся с учебным материалом, но и принятие учеником учебной задачи, осуществление им самоконтроля, самооценки и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Актуганова О.Н. «Интерактивные» уроки истории / О. Н. Актуганова // Вестник Марийского государственного университета. – Марийск: Изд-во МарГУ, 2012. – №9. – С. 66–69.
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Просвещение, 1994. – 228 с.
3. Антонова А.В. О способах использования интерактивной доски при организации дидактических игр по истрии / А.В. Антонова // Успехи современного естествознания. – М.: Изд-во Академия Естествознания, 2011. – №8. – С. 152–160.
4. Булин-Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин - Соколова, канд. пед. наук // Учитель. М.: Просвещение. – 2005. – № 3. – С. 63 – 66.
5. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. //Школьные технологии. – 2005.-N 1.
6. Бондарева О. А. Применение интерактивной доски и мультимедиа на уроках истории и обществознания в школе, http://ooc-school.ru/kop2.html
7. Близнюк С. К.Д. Ушинский о связи обучения с воспитанием / С. Близнюк // Народное образование. – 1973. – № 4. – С. 81–83.
8. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационная технологическая компетентность – М.: НФПК, 2007. – 56с. 70
9. Виштынецкий, Е.И. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.snfpo.ru/help/articles/a1.htm, свободный (сентябрь 2021).
10. Галишникова Е.М. Использование интерактивной доски в процессе обучения / Е.М. Галишникова // Учитель. – 2007. – № 4. – С. 8–10.
11. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующие с 1 сентября 2003 года)
12. Галишникова, Е.М. Использование интерактивной доски в процессе обучения / Е.М. Галишникова // Учитель. – СПб.: Питер, 2007. – № 4. – C. 8.
13. Голодов, Е.А., Гроцкая, И.В., Бельченко, В.Е. Интерактивная доска в школе. – Волгоград, «Учитель», 2010. – 86 с.
14. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 2009. – 134 с.
15. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с.
16. Желдаков М.И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. / М.И. Желдаков. – Мн.: Новое знание, 2003. – 152 с.
17. Звонарева, О.М., Самойлова, Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории / О.М. Звонарева, Т.А. Самойлова // Образовательный форум. 02.2009.
18. Иванова, И.И. Использование интерактивной доски в образовательном учреждении / И.И. Иванова // Ученые записки. – Вып.31. – М., 2010. – С.95-99.
19. Кабулова, Г.С., Ефимова, И.И., Тороян, С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . – 2011. – №9. – С.11-18.
20. Каримова, Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся / Я.Г. Каримова // Творческая педагогика. – 2011. – №3. – С. 94-99.
21. Румянцев, В.Б. Всемирная истории в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. – 2009. – № 8. – С.75-77.
22. Самойлова, Т.А. Интерактивная доска: подготовка и проведение уроков. – Ростов: Ростиздат, 2010. – 49 с.
23. Соловьева, О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология / О.В. Соловьева // Вопросы психологии. – 2004. – №3. – 44 с.
24. Студеникин М.Т. «Современные технологии преподавания истории в школе». Изд.: ВЛАДОС, 2007г
25. Толстых, Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития / Т.И. Толстых // Психология и школа. – 2004. – №4. – 30 с.
26. Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении.
27. Тенютина, Е.Д. Использование интерактивной доски на уроке / Е.Д. Тенютина // Практика административной работы в школе. – М.: Наука, 2008. – № 6. – С. 46-51.
28. Чернов А.Н. Мультимедийный кабинет истории . //Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7.
29. Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика: сенсорный экран в школьном классе / А. Шехтман, С. Кузнецов // Мир ПК. – М.: Просвещение, 2007. – № 9. – С. 124 - 128.
30. Чернов, А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 8. – С. 47-56.