Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе жизни общества Российской Федерации возникают новые трудности для формирования личности, которые связаны с глобализацией информационного пространства. Технические возможности способствуют мгновенному распространению информации в социальном пространстве. Однако информация часто оказывается противоречивой, агрессивной, негативной и влияет на социально- нравственные ориентиры общества, в связи с этим происходят влияющие на состояние и процессы во всех ведущих сферах жизни общества деструктивные изменения и деформация духовной сферы общества: искажаются нравственные нормы и критерии, появляются неадекватные общественные стандарты и установки, неверные ценности и ориентации. Исходя из этой ситуации возникает проблема формирования информационной безопасности, решение которой способствует полноценному развития, как личности, так и общества.
Большую роль безопасности школьников отводит Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Данный закон обладает отличительной особенностью – «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО) у учеников начальных классов должны быть сформированы метапредметные результаты, включающие умение активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения познавательных и коммуникативных задач, умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, обработки, организации, передачи и интерпретации информации.
Включенные в процесс познания ребенок оказывается незащищенным от различных потоков информации. Педагогическую проблему представляют популяризация жестокость средствами массовой информации, отсутствие цензуры и возрастание роли глобальной сети Интернет. Именно качество и уровень образованности подрастающего поколения, готовности личности к самореализации в обществе, степень ее зрелости могут стать решением этой проблемы, поэтому необходимо расширять содержание начального образования, вводить в него новые компоненты для обучения основам информационной безопасности.
На сегодняшний день сложилось противоречие между необходимостью формирования основ информационной безопасности у младших школьников с одной стороны и недостаточным методическим обеспечением формирования основ информационной безопасности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: рассмотреть формирование основ информационной безопасности младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования основ информационной безопасности у младших школьников.
Предмет исследования: формирование основ информационной безопасности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
- рассмотреть виды внеурочной деятельности;
- дать классификацию проектной деятельности;
- изучить место проекта в формировании основ информационной безопасности младших школьников;
- дать описание проекта.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1. Виды внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования [21].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений.
Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Задачи организации внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность [13].
Внеурочная деятельность организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность в следующих организационных формах: кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии.
Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью составляет не должна превышать 25 человек. Группы формируются на основе изучения потребностей обучающихся (анкетирование родителей).
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности [24].
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алигулиев Р.М. Вопросы защиты детей от интернет-зависимости. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
2. Алпеев А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
3. Бокова Л.Н. Единый урок безопасности. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
4. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
5. Букина Е.Ю. Формирование у младших школьников навыков безопасной работы в сети Интернет. - М.: Дашков и К°, 2018. - 326 с.
6. Давыдова М.С. Формирование навыка работы с информацией у младших школьников. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
7. Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
8. Жидкова А.В. Понятие «информационная безопасность». - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
9. Жолобова С.И. Информационная безопасность современного школьника. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
10. Ищенко А.Н. Информационная безопасность. – М.: Проспект, 2019. – 336 с.
11. Калуга Д.Д. Информационная безопасность школьников. – М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
12. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
13. Климонтова Г.Н. Защита информации для современных школьников. - М.: Академия, 2019. - 471с.
14. Магдилова Л.В. Особенности формирования образовательного курса по интернетбезопасности несовершеннолетних. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
15. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. - М.: Академия, 2019. - 471с.
16. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. - М.: Мастерство, 2018. - 216 с.
17. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019.- 404с.
18. Остроушко А.В. Защита информационной безопасности несовершеннолетних. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 253 с.
19. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка. - М.: КолосС, 2020. - 247 с.
20. Солдатова Г.У., Шляпников Дети в информационном обществе. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
21. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. - М.: Академия, 2019. - 471с.
22. Чаркин А.А. Безопасность в сети Интернет. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
23. Янушкявичене О.Л. Компьютерное обучение в младшей школе. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
24. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М.: Академия, 2020. - 432 с.