Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сколько чудесных слов о красоте и величии русского языка сказано поэтами и писателями.
Хочется привести слова А. И. Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому–то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...»
Актуальность выбранной темы продиктована временем. Время идет, события сменяются одно за другим, а соответственно, меняются и люди. Как следствие этим изменениям подвергается и русский язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности.
Владение языком не ограничивается только знанием правил правописания и грамотностью человека. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), отмечается, что младшие школьники должны не только освоить систему знаний о языке, овладеть орфографическими умениями, но и развить позитивное эмоционально–ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; а также пробуждение познавательного интереса к языку, стремлению совершенствовать свою речь [44, c. 29].
Воспитание ценностного отношения к языку всегда являлось одно из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. Вопросы обучения русскому языку в единстве с пробуждением интереса к нему всегда были предметом пристального внимания ученых–методистов как в прошлом (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, Н.С. Рождественский, М.Т. Баранов, Л.П. Федоренко и др.), так и в настоящем (М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.Д. Дейкина, Е.П. Суворова, Г.М. Кулаева, О.Е.Дроздова, Т.К. Донская, Л.А. Ходякова, О.В. Сосновская и др.).
К сожалению, на сегодняшний день отчетливо виднеется пренебрежение к нормам языка, а также засорение речи стилистически сниженной лексикой. Это является очень опасной тенденцией, и задача современного человека заключается в сохранении чистоты русской речи.
Именно восприятие языка как ценности уже в начальной школе приобретает особое значение. Начальная ступень обучения является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально–познавательной деятельности. В своих психолого–педагогических исследованиях Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Н. Богоявленский, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская указывали, что уже в это время особое значение приобретает интеграция процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности. Поэтому именно в этот период формирование эмоционально–ценностного отношения к русскому языку как к главной ценности русского народа может осуществляться наиболее эффективно.
Противоречие между необходимостью воспитания ценностного отношения детей к русскому языку – с одной стороны, и ориентированностью школьного образования преимущественно на учебно–познавательную деятельность учащихся – с другой.
Цель исследования: подобрать приёмы и методы влияющие на воспитание ценностного отношения к русскому языку в начальной школе.
Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: изучение пословиц и поговорок как средство влияющее на формирование ценностного отношения к родному языку
В соответствии с предметом и целью были выделены следующие задачи:
1. Анализ понятия «ценностное отношение» в учебно-методической литературе
2. Рассмотреть пословицы и поговорки как средство развития ценностного отношения к родному языку
3.Выявить методы и приёмы,которые способствуют исследованию ценностного отношения детей к русскому языку"
4. Проанализировать результаты исследования ценностного отношения детей к русскому языку;
5. Сформировать комплекс поговорок и пословиц для воспитания ценностного отношения к родному языку у учащихся начальной школы.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ No 40 г. Сатки. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9 лет
Глава 1. Теоретические основы изучение пословиц и поговорок как средство формирования ценностного отношения к родному языку (начальная школа)
1.1 Анализ психолого-педагогической литературе
Пословицы, обладающие «прямым смыслом», просто констатируют какое-либо событие, выделяют типичные явления или оценивают их. Школьники воспринимают их, как не требующую доказательств и объяснений истину, к тому же поданную в авторитетной лаконичной форме. Подобные пословицы оперируют хорошо известными привычными фактами, повседневно окружающими детей. Эти факты сами по себе оказываются мало интересными, а их эмоциональное воздействие на младших школьников незначительным. Дети с трудом принимают для себя задачу понимания подобных текстов, так как не видят в них проблемы, а когда принимают, то без особенного труда выделяют и объясняют их смысл.[10, c. 65]
В сказках те же факты или явления описываются при помощи ярких образов героев, их действий и характеристик. Они гораздо ближе и интереснее ребенку. Способ изложения содержания знаком с детства и более привычен. Заинтересованность ребенка подкрепляется и использованием ритмически организованной речи. Восприятие и понимание сказок таким образом носит активный характер. Дети ставят себя на место героев, мысленно действуют вместе с ними, сопереживают им, оценивают целесообразность поступков и т. п. Ребенок эмоционально вовлечен в описываемую сказочным сюжетом ситуацию. Этот момент является, по нашему мнению, определяющим для данного уровня сложности материала. Это проявляется в более высоких, чем по пословицам, показателях понимания у детей всех возрастных групп.
Сравнительный анализ различий понимания сказок и пословиц показывает, что сказки даже с высокой степенью обобщенности содержания понимаются детьми всех возрастных групп лучше, чем пословицы.
Выделенные нами сказки и пословицы второго и третьего типов характеризуются тем, что их конкретное содержание имеет переносное значение.
Наглядное содержание сказок, являющееся носителем обобщенного смысла, имеет существенные и второстепенные элементы. Первые из них являются тем материалом, на основе которого строится обобщение, а вторые служат, так называемым, фоном содержания. Выделяя связи и отношения конкретного содержания, устанавливая их характер, ребенок прежде всего сталкивается с тем, что не все связи и отношения обнаруживаются с одинаковой легкостью. Есть содержательные отношения более легкие, а есть такие, которые требуют размышления и истолкования. Первые даны- названы в самом тексте, вторые- только заданы или подсказаны. И если в процессе понимания мысль не идет дальше наглядно представленных связей и отношений, то раскрытие переносного смысла оказывается неполным или неверным.[21, c. 123]
В пословице обобщенный смысл требует использования емких и метких образов и сравнений. Никаких второстепенных и главных содержательных отношений в тексте не задано. Все связи и отношения вытекают именно из качественных характеристик образа, которые, зачастую, текстом также не представлены в силу его лаконичности. Главное в понимании переносного значения пословицы - понять подбор образного состава содержания, уловить его своеобразие, и, только проделав эту работу, можно вскрыть внутренний смысл. Когда своеобразие образа ребенком уловлено, тогда ему нетрудно и подобрать конкретный случай его применения, и раскрыть смысл в более обобщенных понятиях.
Таким образом, переносный смысл сказки как бы собирается из отдельно выделяемых значений сюжетных элементов, а переносный смысл пословицы устанавливается путем выделения основных качеств и признаков, из “раскладывания” образа на составляющие его свойства. Именно поэтому, второй смысловой план сказок начинает чаще всего раскрываться в форме общего вывода, а пословицы - с конкретного примера. Другими словами, более высокая “концентрация смысла на единицу текста” в пословице является одной из причин того, что во всех возрастных группах показатели понимания были ниже, чем при понимании сказок. Кроме этого, наглядное содержание сказки (любой степени обобщенности) всегда эм
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 – Министерство образования и науки Российской Федерации – (Дата обращения: 25.01.2022).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [электронный ресурс]. – http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.html - документ в интернете.
3. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю. Левченко И.П. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов / под ред. Проф. Ю.В. Наумкина. – М.: Закон и право, 1999. – 551 с.
4. Ахметжанова, Г.В. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе: статья / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва Т.: Вектор науки ТГУ. № 1(23), 2013. – 3 с.
5. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
6. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие. – Л.: ЛГПИ, 1989. – 74 с.
7. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Педагогические основы стандарта. – М.: Педагогика. №4, 2009. – 41-46 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М.: Педагогика, 1996. – 534 с.
9. Вяткина, М.В. Нетрадиционные формы уроков, как средство развития познавательного интереса учащихся / М.В. Вяткина [Электронный ресурс], – http://school3prk.ucoz.ru/graffiti/netradicionnye_formy_urokov.doc – статья в интернете.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГПУ, 1985. – 45 с.
11. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — 5-20 c.
12. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. – Самара: Дом фёдорова, 2012. – 176 с.
13. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
14. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
15. Григорьев Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
16. Григальчик Е.К. Губаревич Д.И. Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич. – Минск: НОООО «БИП-С», 2003. – 181 с
17. Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе». – М.: Учитель, 2014. – 132 с.
18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 29 с.
19. Длин В.А. Система упражнений для развития мышления младших школьников/ Л. Ф. Иванова – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 150 с.
20. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
21. Евладова Е.Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». №4, 2012. – 15-21 c.
22. Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации. – М.: Учитель, 2016. – 135 с.
23. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат. 1986. - 224 с.
24. Ивочкина Т.Н. Григус Т.И. Спирина Л.А. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004. – 51 с.
25. Каган М.С. Философская теория ценности. – Спб.: Петрополис, 2007. – 205 c.
26. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 96 с.
27. Каменская Е.Н. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 288 с.\
28. Капрара Дж. Сервон Д. Психология личности. – Спб.: Питер, 2003. - 640 с.
29. Кейв М.А. О формировании у студентов – будущих учителей математики ценностного отношения к математическим знаниям в процессе математической подготовки / М.А. Кейв. – Красноярск: РИО КГУ, 2006. – 92с.
30. Коннова Е.Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 3-й класс. – Ростов н/Д.: Легион, 2014. – 128 с.
31. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю.Ксензова – Издательство: Педагогическое общество России, 2002 – 128 с.
32. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176с.
33. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. № 5, 2012. – 59-62 с.
34. Лазурский А. Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. СПб.: 2001. – 124-160 с.
35. Лаврентьева Т.М. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. 4 класс / Т. М. Лаврентьева, О. А. Исакова – М.: ФГО – Учитель, 2016. – 263 с.
36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: МГПУ, 1981. - 583 с.
37. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2009. – 105 с.
38. Медник С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс], http://www.metodolog.ru/node/1296 – Методолог – (Дата обращения: 1.02.2016).
39. Медникова Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника. Ж-л Наука и школьная практика / Л.А. Медникова №1, 2008
40. Мигунец Н. Н. Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы [электронный ресурс], - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2015/06/15/pedagogicheskie-priyomy-formirovanie-kontrolno-otsenochnoy – статья в интернете.
41. Мухомедеева Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. № 1, 2014. – 8-15 с.
42. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МОДЭК, 2011. – 400 с.
43. Носова, О. М. Программа курса «Геометрия вокруг нас» / О. М. Носова [Электронныйресурс], - http://school20.tgl.ru/sp/pic/File/2015/80415/GEOMETRIYa_VOKRUG_NAS.pd f - программа в интернете.
44. Пашнев, Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012 – 320 с
45. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
46. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. № 1, 2013. – 219-226 с.
47. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПБ: Питер, 2000. – 480 с.
48. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации», [электронный ресурс], - http://www.miu.by/kaf_new/mpp/065.pdf - статья в интернете.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 720с.
50. Сиразетдинова, Л.З. Эффективные приемы рефлексивной деятельности младших школьников: Методические рекомендации для учителей/ Л.З. Сиразетдинова – М.: Вече, 2013. – 13 с.
51. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенин. – М.: ВЛАДОС. Ч. 1, 2002. – 288 с.
52. Спасибенко С. Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания.
53. Куприн А. И. https://www.livelib.ru/author/3054-aleksandr-kuprin
54. Щуркова Н. Е. Соотношение принципов воспитания в педагогической технологии и собственно технологических принципов