Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самооценка, являющаяся одной из самых важных психологических категорий, формируется в процессе воспитания человека и играет одну из самых важных ролей в становлении личности.
Именно этим обусловлена необходимость и актуальность гармоничного развития самооценки, ведь именно она выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на развитие и деятельность человека, его развитие и взаимоотношение с другими людьми. Кроме того, самооценка является основой для восприятия собственного успеха, постановки целей определенного уровня, то есть иными словами, уровня притязаний личности.
На сегодняшний день в России довольно высокий уровень школьников с отклонениями в состоянии здоровья, и он не перестает расти. Именно в это число попадают и младшие школьники с ЗПР, показатель количества которых в нашей стране, равно как и за рубежом, постоянно растет. Так, например, в России, стране, где суточная рождаемость составляет примерно 5 тысяч детей, около 50% из них имеют отклонения разного психического характера. По итогам 2018 года около 2% россиян обладает диагнозом ЗПР (задержка психического развития) и обучается в специализированных школах и классах. Причиной такой статистики психологи считают большое количество стрессов, вредные привычки, социальные факторы и эмоциональную неустойчивость.
При поступлении в школу младшие школьники с ЗПР развития нуждаются в целенаправленной коррекционной работе, ведь именно недостаточное внимание к развитию таких детей, недостаточный учет их индивидуальных и возрастных особенностей приводит к проблемам в формировании личности, может служить фактором, влияющим на появление неадекватной самооценки.
Проблема коррекции самооценки у младших школьников с ЗПР является одной из актуальнейших проблем современной психологии во многом из-за того, что именного самооценка определяет успешность социальной жизни и функционирования в обществе. Учащиеся с ЗПР имеют свои особенности формирования самооценки, которые обуславливаются нарушением в личностном и познавательно развитии, наличием негативных социальных факторов, большей зависимостью самооценки от мнения окружающих.
Многие ученые отмечают, что формирование самооценки учащихся с ЗПР сильно отстает от нормы, отличается упрощенностью, неустойчивость, противоречивостью, нерасчлененностью.
Закономерностям развития формирования самооценки в детском возрасте посвящали свои рабы многие ученые, такие как Б.Г. Ананьева, Т.Ю. Андрющенко, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой,
А.В. Захаровой, Г.И. Катрич, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, В.М. Слуцкий, Л.И. Уманец и т. д.
Среди исследователей, занимавшихся проблемой самооценки у детей с ЗПР, можно выделить Н.Л. Белопольской, И.П. Бучкиной, А.Д. Виноградова, Л.С. Выготский, Х.С. Замский, И.Ю. Кулагиной, И.М. Никольской, О.В. Пеньковской.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние самооценки на успешность обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Объект исследования: самооценка младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: процесс влияние самооценки на успешность обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития самооценки детей с ЗПР.
3. Определить этапы, методы и методики исследования самооценки младших школьников с ЗПР.
4. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования самооценки младших школьников с ЗПР.
На основе разработанных задач нами были определены следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, целеполагание, моделирование, обобщение.
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование по психодиагностическим методикам: методика «Лесенка» (В. Щур), методика
«Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василяускайте), методика исследования самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).
База исследования: МАОУ СОШ №2. В исследовании участвовали 14 учеников 2 «Б» класса 8 лет с диагнозом ЗПР.
Структура работы: Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы влияние самооценки на успешность обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Анализ понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе
В психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации человек управляет развитием новых и новых видов деятельности. В результате каждый человек раскрывает те аспекты деятельности, которые имеют для него особое значение, концентрирует свое внимание на этом главном аспекте и подчиняет все остальные виды деятельности. В процессе социализации общение человека с людьми, группами и всем обществом растет и углубляется образ его «Я».
Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Сосредоточенны данные исследования вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общих теоретико-методологических аспектах проанализирован вопрос формирования самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. С. Рубинштейн [3,28].
Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [4].
Самооценка – непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Для психического здоровья очень важна адекватная самооценка. Если человек, в особенности ребенок, считает себя неполноценным, непривлекательным, глупым, бесполезным, то он начинает вести себя согласно этой оценке.
Личность реализует самооценку. Известно, что личность формируется в следствие деятельности с другими людьми, общения с ними. Именно
деятельность и общение дают ей некоторые важные ориентиры для поведения.
Объективное отношение к себе является основой нормальной самооценки. Индивид всегда будут окружен кем-то превосходящим его: более умным, привлекательным, обаятельным, сильным, успешным или популярным. И точно так же всегда будут те, кто уступает ему в этом [3].
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.
Самооценка, которая отражает уровень ориентации своих способностей в следующей деятельности, нацеленная на будущее и называется «предиктивной»
Само понятие «самооценка» и представление о ней как о феномене в психологической науке, несмотря на то, что эта проблема изучалась многими как зарубежными, так и отечественными авторами (Р. Бернс,
Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.И. Липкна, В.С. Мухина, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Регуш, Л.А. Рыбак, З. Фрейд и др.), сформировалось не сразу. Также вопреки многочисленным исследованиям, посвященным этой проблеме, на сегодняшний день нет четкого определения данного понятия.
Самое общее понимание понятие «самооценка» дано в психологическом словаре, где оно понимается как представление человека о самом себе, своих качествах и возможностях, а также месте среди других людей [35, с. 352]. Однако в научных трудах многих ученых оно значительно расширяется и дополняется.
Так, Р. Бернс, рассматривающий в своих работах самооценку через «Я-концепцию», определял самооценку как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой» [53, с. 49], таким образом деля акцент на том, как человек воспринимает и видит себя Л.В. Бороздина считает, что самооценка – это «наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, оценка имеющегося потенциала с точки зрения определенной системы ценностей» [10, с. 411].
По мнению Б.А. Сосновского самооценка – это определенный вид взаимосвязи значимых самооценок (оценивание себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам) [65].
В своем исследовании И.С. Кон рассматривает самооценку как своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я» [38, с. 154]. Ученый долго наблюдал за изменениями, происходящими с детьми в младшем школьном возрасте, и отметил, что открытие своего собственного внутреннего мира, влекущее за собой перестройку самосознания, открытие новых углов зрения, под которым себя начинает рассматривать ребенок, значительно влияет на самооценку. Этому помогает и переакцентуация сознания с внешнего контроля на самоконтроль, а также рост потребности в достижении результатов, находящихся в интересах личности [46, с. 19].
Также И.С. Кон рассматривал самооценку как одно из средств психологической защиты человека, так как нередко, желая иметь положительный образ «Я», индивид преувеличивает свои достоинства и преуменьшает недостатки [37, с. 95].
«Образ Я» в психологической науке переделяют как складывающееся представление о самом себе [36, с. 127]. Однако понятие личности о самой себе – это не просто «Образ Я», а некая социальная установка, отношение личности к самому себе, что позволяет выделять в «Образе Я» ключевые компоненты:
когнитивный (знание о самом себе, самосознание);
эмоционально-оценочный (ценностное отношение к себе);
поведенческий (регуляция поведения) [36, с. 127].
Образ «Я» является не статическим, я динамическим образованием личности. Из него могут выделятся реальное «Я», идеальное «Я» и фантастическое «Я». Реальное «Я
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности [Текст] / К. А. Абульханова. – Москва : МПСИ, 2012. – 78 с.
2. Барышникова, Е. В. Исследование учебной мотивации младших школьников [Текст] / Е. В. Барышникова, О. В. Папенова // «Культура и образование : от теории к практике». – 2016. – № 1. – С. 10-14.
3. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 31-38.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. [Текст] / Л. Н. Блинова. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2012. – 136 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 2015. – 464 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2011. – 352 с.
7. Болотова, А. К. Динамичность самосознания и изменение его компонентов во времени [Текст] / А. К. Болотова // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – № 2. – С. 46-63.
8. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 620 с
9. Выготский, Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых, и умственно отсталых детей: Сборник статей и материалов [Текст] / под. ред. Л. С. Выготского. – Москва : 1924. – 157 с.
10. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Текст] / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск : ТГПУ, 2013. – № 1. – С. 73-76.
11. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач. Системный подход [Текст] / Т. В. Галкина. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 399 c.
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 2013. – 800 с.
13. Гонина, О. О. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] / О. О. Гонина. – Москва : Издательство «Флинта», 2014. – 452 с.
14. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития [Текст] / Г. В. Грибанова // Дефектология: Научно-методический журнал Акдемии педагогических наук СССР. – 2012. – № 6. – С. 13-21.
15. Долгова, В. И. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе [Текст] / В. И. Долгова, Ю. А. Рокицкая, Л. В. Копыл // Современные проблемы науки и образования. –Пенза : Издательский Дом «Академия Естествознания». – 2016. – № 4. – С. 9.
16. Кривова, В. А. Взаимосвязь атрибуции успехов и неудач учащихся с самооценкой и мотивацией [Текст] / В. А. Кривова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Педагогика и психология. – Москва : МПГУ, 2012. – № 1. – С. 118-125.
17. Кулаков, С. А. Основы психосоматики [Текст] / С. А. Кулаков. Санкт-Петербург : Речь. – 288 с.
18. Лаврух, Н. А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Лаврух // Современная педагогика. – Москва Международный научно-инновационный центр, 2012. – № 1. – С. 12.
19. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. – Москва : Академия, 2014.– 145 с
20. Пирожкова, Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом [Текст] / Н. В. Пирожкова // Концепт. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2015. – № 1. – С. 221-225.
21. Полякова, М. В. Концепты теории воспитания [Текст] : практ. – ориентир. моногр. / М. В. Полякова. – Екатеринбург : Изд-во ГОУВПО «РГППУ», 2012. – 172 с.
22. Попова, Е. В. Исследование гендерных особенностей свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Попова, А. Ю. Астахова // Концепт. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016. – С. 175-182.
23. Постовалов, С. Н. Математическая статистика. Конспект лекций [Текст] / С. Н. Постопалов. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 140 c.
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – Санкт-Петербург : Изд-во «Питер», 2015. – 178 с.
25. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. – 656 с.
26. Регуш, Л. А. Педагогическая психология. Учебное пособие. [Текст] / Л. А. Регуш, А. В. Орлова. – Санкт-Петербург : «Питер», 2016. – 416 с
27. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына. – Москва : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 384 с.
28. Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития [Текст] / А. М. Щербакова. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2012. – 40 с.
29. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» : [сайт]. [2015]. URL: http://e- koncept.ru/2015/9507