Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Чтение является одним из главных навыком человека, без которого он не способен эффективно узнать окружающий мир.
При этом проблема обучения чтению является очень актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором ведется речь о существенной значимости обучения чтению [36]. В этом случае чтение относится к универсальным учебным действиям и одновременно носит так называемый «метапредметный» характер.
Важным является и то, что ФГОС НОО в качестве обязательного компонента включает «овладение» учащимися навыками смыслового чтения.
Проблема заключается в том, что к концу начальной школы читают практически все ученики, однако не все из них умеют читать правильно и быстро. Это негативным образом сказывается на их обучении в среднем звене, так как им очень сложно освоить программу. Может даже возникнуть своеобразный психологический барьер, когда учащийся не верит в возможность достижения высоких результатов, появляются конфликты с учителями, а также родителями.
Поэтому очень важно в рамках начальной школы выявить имеющиеся проблемы в правильности и беглости чтения учеников и подобрать эффективные методы, способы и приемы их преодоления. В связи с этим рассмотрение темы «Формирование правильности и беглости чтения в начальной школе» является актуальным.
Цель данной работы – выявить особенности формирования правильности и беглости чтения в начальной школе. Названная цель реализуется с помощью постановки и выполнения следующих задач:
1) выявить понятие и проблемы формирования правильности и беглости чтения у учащихся начальной школы;
2) охарактеризовать деятельность педагога по формированию у младших школьников правильности и беглости чтения;
3) изучить подходы к формирование навыков чтения в программах для начальной школы;
4) диагностическим путем определить сформированность у учащихся начальной школы правильности и беглости чтения;
5) охарактеризовать особенности и содержание практической работы по формированию у младших школьников правильности и беглости чтения.
Объект исследования – формирование читательских навыков в начальной школе.
Предмет – формирование у младших школьников правильности и беглости чтения.
Гипотеза исследования: у многих младших школьников недостаточно развиты навыки правильности и беглости чтения. Это обусловлено многими факторами, поэтому педагогическая работа по преодолению имеющихся проблем должна быть комплексной, многоаспектной и систематической.
Методы исследования: метод выявления и анализа публикаций по теме исследования, метод сравнения, метод тестирования, метод логической группировки и систематизации полученной информации.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Н.Л. Быстрова, Л.Ю. Владимирова, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, С.Г. Калашникова, Л.Ф. Климанова, Н.Н. Максимук, Т.А. Неборская, М.И. Оморокова, Л.А. Павлова, И.Г. Пальченко, З.В. Салова, П.С. Тоцкий, Д.Б. Эльконин и др., рассмотревшие особенности, проблемы и возможности их разрешения при формировании у младших школьников навыков правильного и беглого чтения.
Однако, несмотря на широкое освещение данной темы в педагогической литературе, единой эффективной методики формирования у младших школьников навыков правильного и беглого чтения выработано не было. Это стало основным противоречием данного исследования.
База исследования: МБОУ СОШ № 49. Выборку 40 учащихся вторых классов. Учителя: Афанасьева Анна Юрьевна и Тараева Надежда Витальевна.
Критериями включения в выборку стали следующие:
Практическая значимость исследования заключается в систематизации практических заданий, методов и приемов, способствующих формированию у младших школьников навыков правильного и беглого чтения. Это может быть полезно учителям начальной школы при проведении уроков «Литературного чтения» и «Русского языка».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования правильности и беглости чтения в начальной школе
1.1.Понятие и проблемы формирования правильности и беглости чтения у учащихся начальной школы
Чтение выступает в качестве основного инструмента обучения, а также понимания окружающего мира. Невзирая на возникновение в обществе новых медиа, по-прежнему значимость чтения в жизни людей очень велика. Именно поэтому свободное чтение характеризуется в качестве одного из средств осуществления эффективного образовательного процесса для разных уровней образования, то есть от начальной школы до средней [12].
В функции школы входит формирование фундамента для всестороннего развития учащихся. Немаловажную роль в этом отношении в начальной школе принадлежит урокам чтения. При этом следует указать, что навык чтения принято относить к числу весьма сложных психофизиологических образований. Ведь в данном навыке между собой связаны элементы и свойства, относящиеся как к мыслительной, так и речевой деятельности. Ученику в процессе чтения приходится применять волевые качества, внимание, восприятие, память, воображение, интерес, способности; привести в систему все приобретённые ранее знания о человеке, об окружающем мире, об обществе и природе; необходимо вспомнить о том, что уже было прослушано, прочитано, просмотрено в театре, в кино, на улице; наконец, пополнить свой словарный запас [13, c. 51].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Борисенко, И.В. Методические уроки К.Д. Ушинского / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 1994. – №3. – С. 12–19.
2. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Москва: БАЛАСС, 2018. – 160 с.
3. Быстрова, Н.Л. Обучение динамическому чтению / Н.Л. Быстрова // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 54-59.
4. Владимирова, Л.Ю. Учимся читать правильно / Л.Ю. Владимирова, Г. Ришар. – Москва: ВЛАДОС, 2020. – 216 с.
5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – Москва: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 322 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Наука, 2017. – 476 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 472 с.
8. Горецкий, В.Г. О проверке навыка чтения / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 47-50.
9. Жильникова, Е.М. Развитие беглости чтения в начальных классах / Е.М. Жильникова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 2. – С. 34-37.
10. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. – Москва: Джангар, 2018. – 864 с.
11. Заика, Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1995. – №6. – С. 43-54.
12. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе / С.Г. Калашникова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2018. – 83 с.
13. Кислицина, Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения / Е.В. Кислицина // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С.50-52.
14. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – Москва: Просвещение, 2014. – 218 c.
15. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы / Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – Москва: Просвещение 2014. – 210 с.
16. Климанова, Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования / Л.Ф. Климанова / под ред. М.П. Кашина. – Москва: Просвещение, 2017. – 134 с.
17. Крылова, И.К. Упражнения для формирования навыка чтения / И.К. Крылова // Начальная школа. – 2011. – №8. – С.72-73.
18. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / А.С. Макаренко. – Москва: АСТ, 2016. – 344 с.
19. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов / Н.Н. Максимук. – Москва: ВАКО, 2017. – 112 с.
20. Назарова, И.В. Предупреждение нарушений чтения и письма / И.В. Назарова, Г.Ф. Шайдуллина // Начальная школа. – 2014. – №5. – С.64-66.
21. Неборская, Т.А. Как формировать у младших школьников навык смысловой догадки / Т.А. Неборская // Начальная школа. – 2009. – №5. – С.13-17.
22. Неборская, Т.А. Учимся читать, или 350 заданий для чтения учащихся начальной школы / Т.А. Неборская. – Мозырь: «Белый ветер», 2017. – 190 с.
23. Никитенко, Н.Б. Упражнения для формирования навыка чтения /Н.Б. Никитенко // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 23–25.
24. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2014. – №5. – С.98-103.
25. Новейший философский словарь / под ред. В.Ф. Берков. – Минск, 1999. – 678 с.
26. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие / М.И. Оморокова. – Москва: АРКТИ, 2011. – 160 с.
27. Павлова, Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: практич. пособие / Л.А. Павлова. – Москва: АРКТИ, 2017. – 76 с.
28. Павловская, Н.Г. Пути совершенствования навыков чтения / Н.Г. Павловская. // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 54-55.
29. Пальченко, И.Г. Система упражнений для развития навыка скорочтения у детей / И.Г. Пальченкр. – Луганск, 2013. – 132 с.
30. Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2013. – №1. – С.11-16.
31. Русский язык в начальных классах. Теория и практика: учеб-метод. пособие / под. ред. М. Соловейчик. – Москва: Просвещения, 2019. –244 с.
32. Салова, З.В. Технология продуктивного чтения / З.В. Салова // Начальная школа. – 2016. – №11. – С.28-30.
33. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 90-124.
34. Тоцкий, П.С. Орфография без правил / П.С. Тоцкий. – Москва: Просвещение, 2018. – 144 с.
35. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 7 томах / К.Д. Ушинский. – Москва: Педагогика, 1989. – Т. 5. – 591 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Норма, 2019. – 64 с.
37. Формирование навыка беглого чтения у учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nenuda.ru/статья-формирование-навыков-беглого-чтения-у-учащихся-нача.html. – (дата обращения: 11.01.2022)
38. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пос. для учителя / С.Н. Цейтлин. – Москва: Просвещение, 2018. – 210 с.
39. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323-349.
40. Юшкова, Л.М. Совершенствование техники чтения / Л.М. Юшкова // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 15-17.
41. Яковлева, В.И. Пути совершенствования навыков чтения / В.И. Яковлева // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 14-20.