Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития образования организация различных видов деятельности в школе осуществляется в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В ФГОС образовательная среда описывается различными компонентами, основным из которых является социальный. В образовательных организациях перед педагогами стоит важнейшая задача: сформировать положительную, нравственную и развитую личность [30].
Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях [20]. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне - урочных занятий.
Таким образом, грамотная организация внеклассной деятельности способствует социализации и развитию детей, делает их успешными. В связи с этим в федеральных государственных образовательных стандартах внеклассной деятельности уделено особое внимание. Однако в российских школах внеклассная деятельность не является новым явлением.
Внеклассную и внеурочную форму организации обучения рассматривали такие исследователи: Д. И. Рябова, П. П. Иванова Л. И. Лейнер, Л.М. Руманцева и др.
Имеется достаточно литературы по организации внеурочных и внеклассных занятий в уголке живой природы. Основная задача уголка живой природы - воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений [2].
Объект работы: процесс организации внеурочных и внеклассных занятий в уголке живой природы.
Предмет работы: организация внеурочных и внеклассных занятий.
Цель работы: изучить организацию занятий в уголке Живой природы в методике и практике внеурочной и внеклассной деятельности.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические и методические подходы к организации внеклассной и внеурочной деятельности в уголке Живой природы
- проанализировать внеурочную и внеклассную деятельность в воспитательном пространстве школы
- проанализировать использование уголка Живой природы в работе с учащимися
- разработать программу внеурочной, внеклассной деятельности «В живом уголке природы».
Результаты работы имеют практическую значимость и могут применяться во внеклассной и внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1.1. Внеурочная, внеклассная деятельность в воспитательном пространстве школы
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации [17].
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона .
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом от 18 августа 2017 года № 09-1672 [20]. Методические рекомендации отражают особенности правового регулирования организации, кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности, в том числе через сопоставление с соответствующими особенностями реализации дополнительных общеобразовательных программам в целях исключения встречающихся на практике ситуаций неправомерного использования источников финансирования, двойного учета детей в рамках статистического наблюдения, а также варианты реализации внеурочной деятельности.
Определим круг проблем в организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях:
-затруднения в выборе и описании реализуемой модели внеурочной деятельности;
-затруднения в определении места и роли программ воспитательной направленности и в целом системы воспитательной работы в плане внеурочной деятельности;
-затруднения в определении роли педагогических работников и доли их участия в осуществлении внеурочной деятельности;
-смешение понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование» и другие деятельности.
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника [4].
Внеурочная деятельность находится внутри федерального государственного стандарта и является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы Значительно отличаются и целевые ориентиры. Внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с.
2. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы/ Сост. А.В.Енин.-М.: ВАКО, 2015.-288 с.
5. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
6. Волчек, М.Г. Внеурочная деятельность как ресурс формирования комфортной развивающей образовательной среды. – Сибирский учитель - № 1 (98) январь-февраль 2015 – с. 18-22.
7. Воспитание экологического образования школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. – М.: Тобол, 2015 –96 с.
8. Глазачев, С.Н.Теоретические основы формирования экологического воспитания учителя: автореф. дис д-ра пед. наук. – М., 2011 –46 с.
9. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкт: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014 – 223с
11. Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016 № 4 С. 4-6.
12. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина - М.: Просвещение, 1994. - 90 c.
13. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2019 - 375 с.
14. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Н. Емельянова. Москва : Академия, 2008.-256 с.
15. Казаренков, В.И. Педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам: [Учебное пособие: Для студентов педвузов]. - М.: ООО «Педагогика»: МГПУ, 2003. - 127 с.
16. Кальницкая, Т.С., Демина, Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
17. Кошева, Д.П., Фигурова, Т.М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС / Д.П. Кошева, Т.М. Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014. - С. 651-655.
18. Кучурин, В.В., Рогозина, Т.В., Фирсова, Н.В. Организация внеурочной деятельность в школе/ Учеб.-метод. пособие – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108с.
19. Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. Москва : Народное образование, 2001.- 448 с.
20. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167
21. Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. 2016.- № 9/10. С. 17-22.
22. Организация внеурочной деятельности.- [Электронный ресурс] – URL: https://www.menobr.ru/vneurochnaya-deyatelnost
23. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. Центр «Академия», 2009. 192 с.
24. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
25. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
26. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. С. Селиванов ; ред.: В. А. Сластенин. 4-е изд., стер. Москва : Академия, 2005.- 336 с.
27. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
28. Сорокопуд, Ю.В., Сиротина, С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.
29. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».