Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Фискальная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику, без сомнения, является сильным рычагом влияния правительства на экономическую систему страны. Меры фискальной политики, заключающиеся в установлении доходов и расходов государственного бюджета, определении величины налогов, трансфертов и государственных закупок, способны оказать сильное воздействие на стабильность экономической системы. Положительного результата можно достичь только при проведении конструктивной и последовательной политики. От того, будет ли она таковой, зависит и состояние экономики страны, и жизнь граждан государства. Каждого отдельного гражданина напрямую касаются устанавливаемые государством налоги и сборы, а также распределение финансовых ресурсов государства, различные социальные выплаты.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020-2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Бюджетно-налоговая политика действительно очень важна для экономики государства, поэтому вопрос о методах ее осуществления и ее эффективности будет всегда интересен. Особенно актуальным он становится во время экономической нестабильности в стране, когда ее меры должны быть использованы наиболее целесообразно.
Цель работы – рассмотреть основные направления фискальной политики в России ее роль в стабилизации экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть цели и инструменты фискальной политики
Рассмотреть основные направления и виды фискальной политики
Проанализировать современную фискальную политику в России, рассмотреть ее проблемы и перспективы.
На основе полученных данных сделать заключительный вывод.
При написании данной работы были использованы учебные издания, официальные документы, а также статьи периодических изданий и информационных порталов.
1. Фискальная политика как метод вмешательства государства в экономику
1.1 Государственный бюджет и понятие фискальной политики
Ведущим звеном финансовой системы страны является государственный бюджет. Он составляет прямые денежные доходы и расходы государства.
Государственный бюджет концентрирует денежные ресурсы и определяет их использование для установленных законодательством целей. Определение доходов и расходов правительства на определенный промежуток времени это своеобразный финансовый план государства .
Государственные финансы подразделяются на три уровня:
Бюджетный уровень
Внебюджетное фонды
Финансы предприятий финансового сектора
Бюджетная система должна быть построена на принципах гласности, достоверности данных, и, главное, эффективности расходования собранных денежных средств.
Государственный бюджет выполняет ряд важных функций:
Фискальная функция, заключающаяся в сборе финансовых ресурсов для обеспечения общенародных потребностей.
Обеспечение стабильности национальной экономики.
Эффективное распределение финансовых ресурсов между регионами
Социальная функция, социальная защита населения, усреднение уровня жизни
Обеспечение безопасности в экономике государства
При планировании государственного бюджета может возникнуть три ситуации: профицит, дефицит бюджета и равновесное состояние.
При образовании бюджетного дефицита правительству необходимо увеличивать поступления в финансовые ресурсы, а именно увеличивать налоги, продавать государственное имущество.
Данная ситуация непосредственно связана с мерами фискальной политики.
Так что же представляет из себя фискальная политика?
«Фискальная политика государства есть целенаправленные действия правительства по мобилизации и рациональному использованию денежных ресурсов с целью решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития страны».
Правительство проводит конкретные меры для регулирования государственных расходов, установления норм налогообложения и определение состояния государственного бюджета. Фискальная политика зависит от ряда факторов: состояния национальной экономики в целом, определенных целей социального развития, уровня развития демократии и правового государства, уровня авторитета государства на международной арене .
Помимо налогообложения фискальная политика использует также другие экономические мероприятия. При их организации правительство сдержано ограничениями в маневрах при распределении государственных расходов. Так или иначе, государственные расходы являются неким возвратом тех финансовых средств, которые были изъяты из экономического оборота путем сбора налогов.
1.2 Цели и инструменты фискальной политики
С помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета правительство осуществляет меры воздействия на состояние экономики страны. Какие же цели преследует бюджетно-налоговая политика?
В первую очередь, она направлена на сглаживание циклических колебаний в экономике, которая представляет собой чередование депрессий и оживлений, кризисов и подъемов. Поддержание экономики в краткосрочном периоде в стабильном состоянии заключается в различных мерах фискальной политики . Среди них поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска продукции в стране, то есть ВВП, эффективного использования ресурсов, и как следствие, сдерживания скачков ценообразования.
Меры фискальной политики осуществляются с помощью инструментов фискальной политики, механизмов экономики. С помощью этих инструментов Правительство достигает поставленных целей. Инструменты включают:
Налоги
Государственные закупки
Трансферты
Государство устанавливает различные вид налогов. Самый распространенный – подоходный налог. В 2017 году для резидентов страны он составляет 13% с большинства доходов, с нерезидентов – 30% . На отдельные виды доходов, например, выигрыши и призы, устанавливается налог в размере 35%. В отдельных случаях она также может составить 9%, например, при получении дивидендов до 2015 года. Вводятся также налоги на деятельность корпораций, а также повышенный налог – акциз – на особые виды товаров. Государство изменяет ставки налогов, тем самым влияя на деятельность организаций, их поведение в отношении увеличения или уменьшения объема производства.
Объем государственных закупок оказывает прямое влияние на совокупный спрос, так как они являются составляющей его частью. При увеличении государственных закупок возрастает совокупный спрос, при уменьшении – соответственно он падает . Таким образом, межу госзакупками и совокупным спросом присутствует прямая зависимость.
Трансферты относятся к расходной части государственного бюджета. Увеличение трансфертов ведет рост также увеличивает совокупный спрос, как и рост государственных закупок . При увеличении социальных выплат личный доход домохозяйств также возрастает. В связи с этим увеличиваются их расходы, то есть растет совокупный спрос. Выделение субсидий фи
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов/ Документ от 30.11.2016// Официальный сайт Министерства финансов России
2. Вечканов Г.С., Вечканова, Г.Р., Макроэкономика, учебник для вузов/ 5-е изд., Стандарт третьего поколения – СПб. – Питер, 216 – 448 с.
3. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 294 с.
4. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 198 с.
5. Журавлева Г.П. Экономическая теория, Макроэкономика-1, 2, Метаэкономика, экономика трансформаций, учебник – 2012
6. Кульков В.М., Гудкова Т.В., Брялина Г.И. «Экономика России», изд. «Планета», Курск – 2015, 24 с.
7. Кульков, В. М. Макроэкономика : учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 294 с.
8. Лемешевский И.М. «Макроэкономика», учебно-методический комплекс //Издательство: МИУ, 2014, 266 с.
9. Макроэкономика : учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 171 с.
10. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с.
11. Макроэкономика : учебник для среднего профессионального образования / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.
12. Макроэкономика : учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.] ; под редакцией А. С. Булатова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 333 с.
13. Макроэкономика для управленческих специальностей : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 471 с.
14. Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.
15. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 385 с.
16. Никитина Н.И., Патрон П.А. Макроэкономика-1: Учебное пособие. Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва – 2016, 119 с.
17. Налоговая политика государства : учебник и практикум для вузов / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 361 с.
18. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/10/main/ONBNiTTP_2021_2023.pdf
19. «Эксперт» - деловое аналитическое периодическое издание
20. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов России
21. www.nalog.ru - информационный портал «Федеральная Налоговая служба»
22. www.rbc.ru – РБК — российский бизнес-телеканал
23. www.center-yf.ru – центр управления финансами
24. www.economy-ru.com – электронная экономическая библиотека
25. www.bibliofond.ru – электронная библиотека студента
26. www.ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал