Фрагмент для ознакомления
2
Познавательные цели работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала. При формировании у детей научного мировоззрения знания по лексике и фразеологии играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе (общения, передачи и хранения информации)1, связи языка с жизнью общества, изменений, происходящих в языке, роли русского языка в современном мире [9].
Изучение лексики и фразеологии существенно пополняет знания школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка - словом (наряду со звуком и предложением), а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамматическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка [3]. Школьники узнают об источниках пополнения словарного и фразеологического запаса языка, о членении лексики по территориальному и социальному признакам. Ученики получат сведения о том, что слова и фразеологизмы в языке не изолированы друг от друга, а объединены в группы. Изучение лексики и фразеологии показывает богатство словарного и фразеологического запаса русского языка.
Практические цели изучения лексики и фразеологии - формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений - способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса учащихся.
Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся - по обогащению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической речи [5].
Обогащение запаса слов и фразеологизмов опирается на знание школьниками лексического значения слова и фразеологизма, способов толкования семантики слов и фразеологизмов, синонимов и слов с переносным значением, а также на умение пользоваться толковым словарем. Овладение лексико-стилистическими нормами связано со знанием сочетаемости слов и фразеологизмов в зависимости от их семантики [11]. Выбор слов и фразеологизмов при создании текста определяется, наряду с другими причинами, их стилистическими свойствами, способностью слов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении.
Знание учащимися лексикологических и фразеологических понятий обеспечивает условия для ознакомления детей с языковыми особенностями изучаемых литературных произведений.
Существует фразеологический минимум, который должен усвоить учащийся, пройдя курс изучения русского языка. Фразеологический минимум русского языка (для школьника) – это наиболее частотные и номинативно значимые ФЕ современного русского языка, употребляемые в текстах художественных произведений, изучаемых в школе. В состав ФМ входят ФЕ, соотносимые со всеми частями речи. Например, бабье лето, стреляный воробей, руки опускаются, души не чаять, глаза на лоб лезут, пожирать глазами, собаку съесть, пускать корни, злые языки, кожа да кости, ноль без палочки, душа нараспашку, кровь с молоком и под [18].
Фразеологический минимум – корпус ФЕ современного русского литературного языка, встречающихся и употребляющихся в текстах художественных произведений, изучаемых в школе. Дело в том, что школьная программа по литературе значительно изменилась за последние годы. В программу включены новые произведения, новые авторы. Теперь Министерством образования принята не одна официальная программа, а несколько, каждый учитель имеет право составить свою программу и работать по ней. Так, например, в начальной школе изучаются произведения Э. Успенского, Е. Замятина, поэты Серебряного века. В среднем звене включены произведения древнерусской литературы, более полно изучается литература XX века. В этих произведения встречается библейская фразеология, редко употребительные в речи молодежи фразеологизмы, такие как судить по гамбургскому счету, ни Богу свечка, ни черту кочерга, юдоль плача, альфа и омега и пр. Значит, они будут непонятны ученика, а иногда, если упустить значение одного выражения, можно не понять смысл эпизода или всего произведения. Поэтому в школьный курс вводиться изучение фразеологизмов и устанавливается минимальное количество ФЕ, которые должны знать учащиеся, чтобы считаться образованными людьми. Также одним из главных критериев является, прежде всего, частотность русских слов. Учитывая вышеприведенные требования к словарному минимуму, не следует забывать и то, что словарный минимум должен обеспечивать понимание впервые встретившихся слов русского языка. Человек, впервые встречая новое для него слово/выражение, делает предположение о его содержании на основании узнавания знакомых морфем и правил их сочетаемости, а уточнение и конкретизация значения нового слова происходит при помощи контекста. Но «сумма» значений слов, входящих в ФЕ, часто не равно значению этого фразеологизма (стрелянный воробей, точить лясы, ваньку валять). Выражения, входящие в словарный минимум, должны обладать объяснительной способностью, способностью объяснять, толковать те новые русские ФЕ, которые могут встретиться школьнику впервые в учебной и детской, художественной литературе.
Как известно, лексические минимумы определяют круг слов, подлежащих продуктивному усвоению. ФМ также должен выявить ФЕ, которыми выпускник школы должен овладеть продуктивно: понимать при слушании текста и речи, пользоваться ими в устном и письменном общении, в рассказе и диалоге, в пересказе изучаемых текстов и сочинениях. Крайне сложна проблема количественного объема фразеологического минимума, который, как и лексический, должен быть максимальным с точки зрения возможностей усвоения учащимися в отводимое на его изучение время и минимальным с точки зрения всей системы языка, т. е. не разрушающим ее и позволяющим пользоваться языком как практическим средством общения [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев Ф.С. Русский язык. Все правила в схемах и таблицах / Ф.С. Алексеев. - М.: АСТ, 2018. - 352 c.
2. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
3. Атарщикова Т.Н. Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности/ Т. Н. Атарщикова// Международный научный журнал «Молодой ученый». -2017.- № 22.- с.1-3.
4. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2016. –240 с.
5. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе [Текст] / А. И. Власенков. - М., 1973.- 384 с.
6. Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учебное пособие / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, Наука, 2012. - 200 c.
7. Диброва Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
8. Жуков В.П. Русская фразеология/ В.П. Жуков. - Москва.: Высшая школа, 1986. - 158 с.
9. Князев С. В. Современный русский литературный язык:
фонетика, орфоэпия, графика и орфография : учебное пособие для вузов / С.
В. Князев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гаудеамус, 2012. – 430 с.
10. Козырев В. А., Современный русский язык. Лексикография: учебное пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. - - Москва : KHOPУС, 2020. - 300 с. .
11. Лексикология и лексикография [Текст] : Избр. труды / В.В. Виноградов ; [Отв. ред. и авт. предисл. В.Г. Костомаров ; АН СССР, Отд-ние литературы и яз.]. - Москва : Наука, 1977. - 312 с.
12. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка : учеб.
пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / М. Р. Львов, В. Г.
Горецкий, О. В. Сосновская. – 7-е изд., испр. – Москва : Академия, 2012. –
464 с.
13. Малюшкин А.Б. Русский язык. 6-7 классы. Мониторинг качества знаний. 30 вариантов типовых тестовых заданий с ответами / А.Б. Малюшкин, Е.Ю. Рогачева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 c.
14. Методика преподавания русского языка в средней школе :
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И.
Литневская, В. А. Багрянцева ; под ред. Е. И. Литневской. – Москва
:Академический проект, 2006. – 590 с.
15. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для
студентов высш. пед. учеб. заведений/ М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А.
Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. – Москва : Академия,
2001. – 368 с.
16. Методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014. - 397, [3] с
17. Методическое пособие к учебнику под ред.
М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык. 6 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2015. - 158, [2] с.
18. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка / А.И. Молотков.-М.: Просвещение, 2007.- 283 с.
19. Очерки по общей фразеологии : фразеосочетания в системе языка / М. М. Копыленко, З. Д. Попова. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2010. - 190 с.
20. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка / Е.А. Полежаева.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.- 348 с.
21. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. учрежд в 2
ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.] ; науч. ред.
Н. М. Шанский. – 5-е изд. дораб. – Москва : Просвещение, 2015. – 191 с.
22. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразоват. учреждений
/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. М. М,
Разумовской, П. А. Леканта. – Москва : Дрофа, 2013 – 335 с.
23. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П.Крысин [и др.]. – Москва :
Академия,2011. – 784 с.
24. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и лит.» / А. В. Текучев. - Изд. 3-е, перераб. - М., 1980.
25. Телия В.Н. Что такое фразеология? / В.Н. Телия.- М.: Просвещение, 2006.- 288 с.
26. Теория общей фразеологии: учебное пособие /Сост.: Глотова Т.А,
Бекоева М.Т., Цакалиди Т.Г. Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019 – 138 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
28. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка: учебное пособие. Изд. 6-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012 272 с.
29. Шхапацева М.Х. Современный русский язык : учебник для
педагогических факультетов высших учебных заведений / М.Х. Шхапацева. –
Майкоп : АГУ, 2013. – 475 с.
30. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку : [Предисл.,
подбор текстов, примеч. и ред. М. И. Матусевич] / Л. В. Щерба. – Москва :
Акад. наук СССР. - Москва : Учпедгиз, 1957.- 188с.