Фрагмент для ознакомления
2
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о том, что на сегодняшний день не существует однозначного определения одаренности. Например, толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова раскрывает одаренность, как талантливость даровитость. [31, с. 312]
Ковалева Т.М. в своем педагогическом словаре дает понятие термину одаренность, как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. [20, с. 99]
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, понимает понятие одаренность, как уровень развития способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. [7, с. 68]
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Изучению одаренности посвящено огромное число работ отечественных и зарубежных ученых различных специальностей, собравших большой, но противоречивый материал. Впервые понятие одаренность было введено в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Он первым в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать, что выдающиеся способности – результат действия в первую очередь наследственных факторов. [9, с. 63]
Дж. Рензулли определяет одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Одаренные и талантливые дети – это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности» [9, с. 12].
Но не все ученые согласны с данным определением. Например, С. Л. Рубинштейн выделяет одаренность общую и специальную. Общую он соотносит с условиями ведущих форм деятельности, а специальную - с 8 требованиями определенных ее видов. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется благодаря специальным способностям. [29, с. 56]
Н.П. Фетискин определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. [32, с. 66]
В.Г. Барковская в «Рабочей концепции одаренности» определяет одаренность - как системно развивающиеся в течение всей жизни качества психики, определяющие возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми. [5, с. 119] Кроме того, В.Г. Барковской выделены три главных вида одаренности:
– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
Также изучена проблема одаренности в исследованиях доктора психологических и педагогических наук А.А. Савенкова. Он определяет одаренность как: «Человеческое мышление, способное к творчеству – величайший дар природы. Но также очевидно, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренными же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства…». [30, с. 45]
Свой взгляд на одаренность у американского психолога Ховарда Гарднера. Он предложил свою «теорию множественного интеллекта», в которой выделил 6 видов интеллектуальных способностей:
1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую, синтаксическую, семантическую и прагматическую составляющие речи.
2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра звука.
3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС ВПО // Инновации в образовании. – 2019. – №3. – С. 5-13.
2. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития //монография. Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2017. С. 140.
3. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Педагогическое сопровождение одаренных детей как механизм реализации ФГОС. // Высшее образование в России. – 2019. – № 11. – С.164–166.
4. Барковская В.Г. Одаренность как педагогический и психологический феномен: концептуальные подходы и психолого-педагогические исследования / В.Г. Барковская // Молодой ученый. – 2020. – № 6. – С. 119-122.
5. Бежецких Ю.В. Образовательные конкурсы и олимпиады / Ю.В. Бежецких // Педагогическое образование. – 2017. – №4. – С. 2-15.
6. Белолуцкая А.К. Развитие системы поддержки талантливых детей: эффективные модели / А.К. Белолуцкая // Материалы экспертно-аналитического семинара «Повышение эффективности реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – 2018. – С.745-750.
7. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы / Д.Р. Битуова // Исследовательская деятельность школьников. – 2005. – № 3. – с. 157.
8. Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 69-76.
9. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская. – М.: Юрайт, 2018. – 176 с.
10. Буланкин А. Эврика-портфолио / А. Буланкин // Вести образования. – 2019. – № 5. – С 88.
11. Буркацкая Н.В. Одаренные дети в общеобразовательной школе / Н.В. Буркацкая // Новый свет. – 2018. – № 7. – С. 32-40.
12. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2017. – 160 с.
13. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М.И. Губанова // Педагогика. – 2020. - № 9. – С.32-38.
14. Гужеля Д. Ю. Методика педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе / Д.Ю. Гужеля // Вести образования. – 2019. – № 22 С. 105.
15. Детская одаренность: проблема, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Е.П. Титкова. - Арзамас: АГПИ, 2017.
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
17. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова. – М.: АСТ, 2018. – 190 с.
18. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки учителей начальных классов): афтореф. дис. канд. пед. наук // Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. – М., 2016.
19. Кларина Л. Педагогическое сопровождение одаренных детей младшего школьного возраста / Л. Кларина //Директор школы. – 2019. – №1. –С.59-70.
20. Ковалева Т. М. Особенности педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях / Т.М. Ковалева // Гуманитарные науки. – 2020. – №8. – С.99-104.
21. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики / Л.Н. Куликова // Педагогика развития. – 2017. – №2. – С.3-10.
22. Некрасова О.А. Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми: учебно-методическое пособие / О.А. Некрасова. – Кемерово, 2018. –45 с.
23. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория. Сущность и механизмы проявления / Е.П. Носова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 91. – С. 29-33.
24. Овчинников А.Е. Одаренные дети / А.Е. Овчинников // Педагогика. – 2018. – №5. – С. 64-66.
25. Овчинников А.Е. Система сопровождения одаренных людей / Овчинников А.Е. // Агентство образовательных решений «Новые стратегии». – 2019. – № 8. – С. 51.
26. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
27. Описание успешных практик: образовательные модули для реализации ФГОС ООО: сборник методических материалов / сост. Е.В. Новичкова, Н.Ф. Логинова, Л.А. Малинова, Н.Е. Омелько. – Красноярск, 2018. – № 36. – с. 30.
28. Рожков М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 230 с.
29.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: «Питер», 2017. - 712 с.
30. Савенков А. А. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.А. Савенков. – М.: Атриум, 2018. – 215 с.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2017. – 1087 с.
31. Фетискин Н.П. Самооценка творческого потенциала личности / Н.П. Фетискин Психология и педагогика. – 2020. – № 2. – С. 65-69.