Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования, развитие коммуникативной компетенции – одна из приоритетных целей обучения иностранному языку, неотъемлемой частью которой выступает социокультурная компетенция [29].
Формирование социокультурной компетенции у обучающихся помогает реализовать такие принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования как: любовь к Родине, воспитание патриотизма и гражданственности, а также защита и формирование образовательной системой национальных и культурных традиций, развивающихся в условиях многонационального государства.
Ключ к пониманию роли глобализации в современном мире – это осознание важности влияния различных народов и культур друг на друга.
Культурная и личностная идентификация, приводящая к международным конфликтам, - одна из важнейших проблем нашего времени. В свою очередь развитие социокультурной компетенции будет способствовать толерантному отношению к представителям других наций.
Одним из наиболее эффективных средств развития социокультурной компетенции и навыков монологической речи является использование виртуальной языковой среды [6]. В последние годы увеличилась популярность применения новых информационных технологий и ресурсов сети Интернет в школе, поэтому появилась необходимость разработки новых подходов, форм и методов преподавания иностранных языков. Одним из таких методов является туристические видео блоги. На данный момент этим вопросом занимается небольшое количество ученых. Данная технология не является хорошо изученной, поэтому можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена:
социальным заказом;
развитием методикикак науки;
практической потребностью личности в определенных знаниях, умениях и навыках для ведения диалога культур;
недостаточным уровнем обеспечения процесса развития социокультурной компетенции в школе.
Актуальность определила тему исследования «Образовательный потенциал использования туристических видео блогов на уроке иностранного языка как способа формирования социокультурной компетенции учащихся старших классов».
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку у обучающихся старших классов.
Предметом исследования является формирование социокультурной компетенции как неотъемлемой составляющей обучения английскому языку у обучающихся старших классов.
Цель работы – теоретически обосновать возможности использования туристических видео блогов для более успешного формирования социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроке английского языка.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «социокультурная компетентность», ее структуру;
2. Описать способы формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
3. Описать возрастные особенности учащихся старших классов;
4. Дать определение понятию «видео блог»;
5. Выявить этапы отбора, предъявления и работы с видео блогом на уроках иностранного языка;
6. Разработать задания для учащихся 11 класса с использованием туристических видео блогов на уроках английского языка.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ методической и психологической литературы по выбранной теме исследования;
- обобщение педагогического опыта по формированию социокультурной компетенции у обучающихся старших классов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев, B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком / В. С. Агеев // Вопросы психологии, 1985. - №3. - с 29.
2. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В.Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22-24.
3. Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку / Н.М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. – Бийск, 2002. - С. 47.
4. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. - М.: Изд. МГИК, 1992. -208с.
5. Балютина, С.Е. О содержательном наполнении термина понятия «социокультурная компетенция» / С.Е. Балютина // Вестник ВГУ, 2008. – № 3. – С. 123-127.
6. Бердичевский, А.Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного языка / А. Л. Бердичевский, И. К. Соловьёва // ИЯШ. 1993. - № 6. - С. 4.
7. Библер, B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / В. С. Библер // Психологическая наука и образование, 1996. - № 4.
8. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. – М.: Русский язык. – 1974. – 162 с. 9.
9. Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. –2005. –№8. – С. 3.
10. Бим, И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. –1989. – №1. – С. 12-14.
11. Бойченко, Т. В. Блог как вид интернет-коммуникации: автореферат диссертации кандидата филологических наук / Т. В. Бойченко. - СПб, 2013. - 22 с.
12. Болдырева, Т.В. Социокультурная компетенция как связующее звено иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку / Т.В. Болдырева // Вестник БГУ, 2011. – С. 87- 90.
13. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. –2-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. –213 с.
14. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // ИЯШ. 2004. - №1. - С. 2-5.
15. Гарбовский, Н.К. Сравнительный социокультурный компонент в преподавании иностранных языков / Н. К. Гарбовский // Россия и Запад: диалог культур. - М.: МГУ, 1994. - С.12.
16. Дашкова, Е. В. Особенности организации экскурсий для современных школьников / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина // Педагогика и современность. – 2014. – Том 1. - № 1-1. С. 60.
17. Еремеева, О.В. К вопросу о структурном и содержательном наполнении социокультурной компетенции / О.В. Еремеева // Вестник ТГПУ, 2012. – № 2 (117). – С. 25.
18. Зайцева, А. В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам / А. В. Зайцева // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. 2007.- № 7. - С. 208-210.
19. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранного языка / М. В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981. - 100 с.
20. Макареня, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование / А.А. Макареня. – Тюмень: ТОГИРРО, 1997. – 45с.
21. Мильруд, Р.П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке. Методические рекомендации / Р. П. Мильтруд. - Тамбов, 1995.
22. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
23. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур / Е.И. Пассов. – Минск: Лексис, 2003. –152 с.
24. Петрова, М.И. Виртуальные экскурсии на уроках химии / М. И.Петрова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск.: ООО «ЦРНС». – 2010. – № 17. С. – 333.
25. Саланович, Н.Н. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания / Н. Н. Саланович // ИЯШ, 1999. - №1.
26. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. - М.: ВШ интернэшнл, 1991. - 324 с.
27. Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. - № 3. - С. 15-20.
28. Томахин, Г.Д. Реалии в культуре и языке / Г.Д. Томахин // Иностранные языки в школе. – 1981. – № 1. – С. 59-61.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (9-11 классы) / утвержден Приказом РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] – https://минобрнауки.рф/документы/938, (дата обращения 03.04.2022).
30. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
31. Шишканова, В. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку / В. В. Шишканова // ИЯШ. - 2012. - №2. – С. 75-77
32. Чернявский А.А. Использование YouTube в процессе обучения иностранному языку / Чернявский, А.А., Воловикова, И.П. // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы VII Международной конференции, посвященной 92-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2013 г. / редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 283–285.
33. https://www.youtube.com/watch?v=8vpCnE5RXrM
34. https://www.youtube.com/watch?v=G0EeUW0-9gw
35. https://www.youtube.com/watch?v=ciM0UBHJEvs