Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития дефектологии в результате комплексного изучения причин возникновения, специфических особенностей проявления и сравнительного анализа различных путей коррекции отклонений в развитии разрабатывается целостная система специального воспитания. Отличительная особенность теоретических и экспериментальных исследований последних лет, направленных на дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной и коррекционно-восстановительной работы со школьниками, на создание научных основ системы, осознание необходимости постановки и решения задач разностороннего личностного развития детей.
Научные поиски ведутся не столько в направлении добывания и осмысления новых фактов, сколько по линии определения единых методологических позиций для последующего обобщения наблюдений и экспериментальных данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ОВЗ, понятие, классификация
Ребенок с ограниченными возможностями - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Из этих двух определений видно, что единственное различие между двумя этими определениями в том, что ребенок с ОВЗ имеет стойкое расстройство функций организма. В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. [8]
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:
1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что в некоторых случаях понятия ребенок с ограниченными возможностями, и ребенок инвалид приравниваются. Для того чтобы признать ребенка с ограниченными возможностями, инвалидом, необходимо проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). МСЭ проводиться для комплексной оценки состояния здоровья ребенка. Для этого используются специальные критерии и классификации, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психо-речевого развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
1.2. Особенности психического развития детей с разными типами нарушений
Выше было приведено множество классификаций, по которым можно разделить детей инвалидов на группы. Рассматривать их всех, безусловно, интересно, но мы предлагаем взять за основу педагогическую классификацию и рассматривать особенности психического развития по ней, чтобы в дальнейшем избежать путаницы.
Особенности психического развития детей-инвалидов с нарушениями слуха.
Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребенка. Она лишает неслышащих детей возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке. Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир неслышащего. Наибольший ущерб развитию неслышащим и слабослышащим детям приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления. [12]
Замедлен темп формирования речи, выражено недоразвитие звукобуквенного анализа, вследствие чего нарушается фонетическая сторона речи. Дети не могут контролировать произношение: звонкие согласные оглушаются, отпускаются безударные окончания, проглатываются начало слов. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка. В процессе овладения словарем преодолеваются недостатки наглядного мышления, порожденные влиянием мимико-жестовой речи вне воздействия речи словесной.
Особенности детей инвалидов с нарушениями зрения
Снижение произвольного внимания обуславливается нарушением эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь ведет к расторможенности — низкому объему внимания и хаотичности, т. е нецеленаправленности, к постоянному бесконтрольному переходу от одного вида деятельности к другому. Возможна и другая реакция на нарушение зрения. Она ведет к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников[7].
У детей с нарушением зрения повышается роль словесно-логической памяти. Доказана слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех детей с нарушением зрения довольно высокий. Но образы в памяти незрячих детей без подкрепления, достаточно быстро угасают. Для детей нарушением зрения огромную роль играет вербальная информация, именно она обеспечивает процесс запоминания. В процессе онтогенеза постепенно происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО –РАЗВИВАЮЩЕЙРАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИККАМИ
2.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития
С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители часто не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа
К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
На основе личностно-ориентированного подхода образовательная система предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений. Необходимо создать все условия для постоянного совершенствования системы образования, основным звеном которого является дошкольное воспитание.
Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести годам, но и к семи годам. По данным дефектологов, более 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР, начинающейся в раннем и дошкольном детстве.
Каждый период дошкольного возраста столь значим, что пропуск одного года, одного месяца в развитии ребенка может привести к серьезным затруднениям на следующем этапе – систематического обучения в школе. От того, что будет заложено в содержании дошкольного воспитания, зависит качество умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического развития ребенка, т.е. судьба, будущее страны.
Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики.
Очевидно, что основным фактором, обуславливающим развитие психики ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сенситивный период коррекционное воздействие.
При подготовке детей с ЗПР к школьному обучению используются различные специальные программы коррекционного обучения. Цель данных программ состоит в эффективности разработанного комплекса занятий, направленных на формирование школьной готовности в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Задачи данных программ состоят из нескольких взаимосвязанных звеньев:
- Развитие интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
- Развитие волевой готовности.
- Развитие мотивационной готовности.
- Развитие коммуникативных умений детей.
- Включенное наблюдение за поведением детей.
При проведении занятий используются следующие приёмы:
1. Организация совместной деятельности воспитателя и ребёнка на занятии.
2. Создание игровых ситуаций.
3. Упражнение – основной приём формирования интеллектуальных умений.
4. Повторение инструкции ребёнку несколько раз, чтобы затем ребёнок сам мог повторить её.
5. Побуждение ребёнка к проговариванию того, что он делает или собирается делать.
6. Поощрение ребёнка за его успехи.
При подготовке детей к школе детей с ЗПР, важное место занимают специальные занятия «Ознакомления с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием, у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
2.2. Направления коррекционной работы
В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока: образовательный и коррекционно-развивающий.
Образовательный блок включает целенаправленную подготовку к школьному обучению, включающую ознакомление детей с окружающим миром, использование на занятиях различных видов деятельности и разных видов игр и упражнений.
Занятия подчиняются логике формирования ребенка как субъекта учебной деятельности. Их значение в том, чтобы обеспечивать значительные возможности в обучении детей подчиняться различным целям и действиям педагога, в формировании у них самостоятельности и активности.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети обучаются абстрагированию геометрической формы, величины, количественных отношений, а также словесным обозначением этих абстракций. Занятия по родному языку позволяют проводить систематическую работу с детьми по развитию их активного словаря, обогащению значений общеупотребительных слов, диалогического и контекстного речевого общения. Занятия по ознакомлению с окружающим миром позволяют расширить круг представлений и знаний об окружающей действительности, систематизировать словарь. Накопление знаний и представлений о природной и социальной среде происходит в процессе наблюдения, в ходе которого развивается речь, повышается уровень сенсорного, интеллектуального и социально-эмоциональном развития.
2.3. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка. При этом изучение проводится как в ходе диагностического обследования, так и при динамическом наблюдении за развитием дошкольника, осуществляемом в ходе коррекционно-воспитательного процесса.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является коррекционный. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Коррекционная работа осуществляется не только на специальных – групповых и индивидуальных – занятиях. Вся система организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по согласованию, профессиональной деятельности.
Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность [Текст]/С.В. Алехина. – М.: МГППУ "Первое сентября", 2013. – 33 с.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст] /С. В. Алехина // Сб. материалов III Международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2015. – 528с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / Е.Ф. Архипова // СДО. - 2016. №1 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnaya-i-inklyuzivnaya-praktika-vdoo-v-programme-ot-rozhdeniya-do-shkoly (дата обращения: 26.02.2022).
4. Барабаш, А.Э., Купыра Е. А. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст]/ А.Э. Барабаш // Magister Dixit. –2014. – №1 (13). – С.179–184.,
5. Бывшева, М.В., Ханова, Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве [Электронный ресурс] / М.В. Бывшева, Т.Г. Ханова // Вестник Мининского университета. – 2016. – №3 (16). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-situatsii-razvitiyav-doshkolnom-detstve (дата обращения: 13.03.2022).
6. Виноградова, Н.А. Управление дошкольным образованием [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. – М. : Юрайт, 2014. – 394 с.
7. Диденко, И.А., Францева Е. Н. Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «Особыми» детьми и родителями [Текст] / И.А.Диденко, Е.Н. Францева // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016 . – №5. – С. 571-573.
8. Жукова, О.И. Управление инклюзивным образованием в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]/ О.И. Жукова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/ 2016/1671/22392 (дата обращения: 14.03.2022)
9. Иванова Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
10. Лукьяненко М. А. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Лукьяненко, А. В. Лукьяненко // ИСОМ. – 2016. – №5 – Ч.3. – С.101-104.
11. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 624 с.
12. Плаксина, Л.И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст]: учебнометодическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: Элти-Кудиц, 2015. – 112 с.
13. Потапова, О.Е. Инклюзивные практики в детском саду [Текст]: методические рекомендации, управление детским садом/ О.Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с
14. Садко, И.А., Карпенко, Т.В. Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ [Текст] / И.А. Садко, Т.В. Карпенко // Образование и воспитание. – 2017. – №1.1. – С. 24-31.
15. Сиротюк, С.А. Воспитание ребёнка в инклюзивной среде [Текст]: методика, диагностика, библиотека воспитателя / С.А. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.