Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Активное изучение развития восприятия литературных сказок у младших школьников на уроках литературного чтения является актуальным и важным компонентом современного обучения в начальной школе. Обучение младших школьников средствами литературной выступает для детей необходимой и востребованной духовной потребностью. Через литературную сказку осуществляется развитие и формирование всех психических познавательных процессов, в том числе и восприятии, на основе которого строиться эффективное обучение и воспитание. В данном случае, задача учителя заключается в активном привлечении к изучению литературных сказок, в выработке интереса у детей к их изучению, не только в школе, но и дома.
Педагоги и психологи рассматривают и анализируют роль сказки в трех аспектах: психологическом, эмоциональном и когнитивном. В случае оказания воспитательного воздействия по отношению к ребенку, литературная сказка предоставляет уникальную возможность учителю создать психологически благоприятную ситуацию для дальнейшего развития восприятия и взаимодействия, в котором ребенок будет испытывать чувство комфорта, гармонии, удовлетворения от происходящего. В данной ситуации ребенок чувствует себя максимально уверенно, активно наслаждается позитивными сказочными действиями, по причине того, что яркие, красочные впечатления самого раннего детства, сформированные на тот момент, когда мать читала сказку, закреплены в подсознании ребенка, и именно этот факт обусловливает лучшее восприятие текста литературной сказки и дальнейшее развитие восприятия.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая основа понятия «восприятие»
Как отмечает ряд исследователей [2,5], в процессе восприятия любой предмет и окружающее явление приобретают определенное актуализированное обобщенное значение, выступая в так называемом определенном отношении к другим предметам. Обобщенность в данном аспекте является наивысшим проявлением и выражением осознанности восприятия человеком того или иного объекта или явления. Именно в процессе восприятия проявляется активная взаимосвязь как сенсорной, так и мыслительной деятельности человека.
В психологической литературе к основным свойствам восприятия принято относить предметность объекта или явления, их целостность, структурность каждого из них, константность каждого объекта или явления, осмысленность их восприятия, апперцепция, активность восприятия [1].
Под предметностью принято понимать способность отражения объектов, а также явлений объективного реального мира в форме отдельных предметов, а не в виде совокупности не связанных друг с другом ощущений [7]. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия, предметность возникает, формируется и развивается. Начиная с первого года жизни ребенка, заметное возникновение, развитие и совершенствование указанного свойства активно осуществляется в процессе онтогенеза. Предметность выражается в том, что необходимый для анализа объект или явление возникают в нашем восприятии как обособленное, как в пространстве, так и во времени отдельное физическое тело.
Указанное свойство наиболее ярко и эффективно выражается в феномене выделения фигуры предмета или объекта восприятия из фона. Таким образом, можно говорить о том, что предметом является все то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие человека. Фон образуют другие предметы или явления, действующие на нас одновременно с предметом восприятия, но иногда отступающие на задний план.
В исследованиях ряда психологов [6,9,12] выделение предмета из фона существенно упрощает знание и понимание того, что надо найти; облегчает возможность увидеть контуры предмета или почувствовать предметы руками, что предоставляет актуальную возможность манипуляции предметами; облегчает опыт деятельности.
В аспекте восприятия объектов или явлений любой образ целостен. Под целостностью восприятия следует понимать внутреннюю целостную взаимосвязь частей и целого в едином образе. Именно в отличие от ощущения, которое способно отражать отдельные свойства предмета, восприятие дает общий, целостный образ воспринимаемого предмета (объекта или явления).
1.2 Понятие «литературная сказка». Отличие литературной сказки от сказки народной в начальной школе
Как отмечают психологи, педагоги, методисты и исследователи [7,9,13], одной из векторных задач на уроках литературного чтения в начальной школе является формирование правильного понимания литературы как эффективного средства сохранения, передачи и закрепления нравственных ценностей и традиций современного общества. Другим важным аспектом является осознание младшим школьником значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, истории своей страны и культуре; первоначальных правильных этических представлений, понятий о добре и зле, плохом и хорошем, красивом и безобразном; нравственности. Всё это находит возможность реализации на уроках литературного чтения в начальной школе.
Как отмечают исследователи [6], в отборе произведений для эффективного изучения в начальной школе значительное важное место занимают сказки. Активное применение сказок на уроках литературного чтения в начальной школе в настоящее время способствует актуализации вопроса формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, оказывает положительное влияние на формировании и развитие таких познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение, речь, что оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка в целом. Именно сказка предоставляет младшим школьникам на уроках литературного чтения, необходимую и значимую положительную совокупность переживаний, создает особое яркое настроение, формирует самые добрые и важные чувства в младших школьниках.
Сказку, которая выражается в прозаическом устном рассказе о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, принято относить к эпическому жанру устного народного творчества. Необходимо отметить, что в любой сказке представляется ярко выраженное противостояние добра и зла, все сказочные герои делятся как, на положительных – которые воплощают народные представления о морали, добре, красоте, справедливости, так и отрицательных, олицетворяющих безнравственный аспект, зло, безобразие, тёмные силы, враждебные человеку, несправедливость [2, c.36].
Анализ литературных источников показал, что особое место на уроках литературного чтения в начальной школе занимает литературная сказка. Литературная сказка представляет собой пограничный жанр, она выражает свойства, элементы, закономерности, свойственные, как фольклору, так и литературе, но самое важное это то, что литературная сказка выросла на основе сказки фольклорной и унаследовала ее признаки жанра, тем самым развивая и трансформируя их [1].
1.3 Приёмы развития восприятия литературной сказки в разных УМК («Школа России», «Гармония»)
Как отмечает ряд педагогов-исследователей и методистов [8], обучение литературному чтению младших школьников в рамках начальной школы направлено на обогащение их духовно-нравственной сферы, правильное формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов России; эффективное освоение универсальных учебных действий; активное совершенствование всех видов речевой деятельности, умений правильно строить монологическое высказывание и активно вести диалог; развитие креативных способностей; воспитание эстетического отношения к искусству слова, развитие и формирование интереса к чтению и книге, актуальной потребности в общении с богатым миром художественной литературы; активное и эффективное расширение читательского кругозора.
В аспекте нашего исследования, с целью наилучшего понимания методических подходов к развитию восприятия младших школьников на уроках литературного чтения, мы проанализировали УМК «Гармония» и УМК «Школа России» (Таблица 1) .
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:
- эффективные способы организации учебной деятельности младших школьников, связанные с правильной постановкой учебной задачи, с ее эффективным решением, самоконтролем и самооценкой;
- актуальные способы организации продуктивного общения, являющегося необходимым условием эффективного формирования учебной деятельности;
- важные способы формирования и развития восприятия объектов (понятий и явлений), обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Как отмечает ряд исследователей [8], в основе учебно-методического комплекса лежит методическая концепция активной, целенаправленной и систематической работы по формированию и развитию у младших школьников на уроках литературного чтения восприятия предметов и явлении окружающего мира, таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификации, аналогии.
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Проверка уровня развития восприятия
В 2022 году был проведён эксперимент, целью которого было проверить уровень восприятия литературной сказки у младших школьников (в эксперименте приняли участие 12 учащихся 2 (А) класса) на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учащимся было предложено письменно ответить на 5 вопросов:
1) С каким настроением ты закончил читать сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? Понравилась ли тебе сказка?
Ответы детей: на первую часть вопроса: с весёлым настроением; с хорошим настроением; с радостью. На вторую часть вопроса: да, мне понравилась сказка; я люблю сказки А. С. Пушкина.
2) Сколько смысловых частей в этой сказке? Придумай название для каждой части.
Ответы детей:
1. Старик поймал золотую рыбку
2. Новое корыто
3. Новая изба
4. Столбовая дворянка
5. Вольная царица
6. Всё вернулась, что было раньше
Или
1. Невод
2. Откуп
3. Новая изба
4. Столбовая дворянка
Или
1. Невод
2. Откуп
3. Новое корыто
Или
1. Новое корыто
2. Новая изба
3. Столбовая дворянка
4. Вольная царица
Или
1. Золотая рыбка
2. Столбовая дворянка
3. Вольная царица
4. Владычица морская
3) Почему в конце сказки рыбка отменила все желания и сделала всё по-старому? Как ты относишься к решению рыбки вернуть всё по-старому?
Ответы детей: на первую часть вопроса: потому что старуха попросила слишком много; потому что рыбка обиделась; потому что злая старуха; потому что рыбка не хотела служить старухе; потому что рыбка не хотела быть служанкой. На вторую часть вопроса: Хорошо отношусь; рыбка сделала всё правильно; рыбка правильно сделала.
4) Кому из героев сказки ты сочувствовал (ла)? Почему?
Ответы детей: Я сочувствовал (а) рыбке из-за последнего желания старухи; я сочувствовал (а) старику, потому что старуха его ругала; я сочувствовал (а) старику, потому что старуха его загоняла; Я сочувствовал (а) старику, потому что старуха на него кричала.
5) Почему рыбка не исполнила последнее желание?
Ответы детей: потому что рыбка не хотела быть на посылках;потому что злая старуха; потому что рыбка уже исполнила три желания;потому что старуха не ценила то, что у неё было;потому что рыбка разозлилась на старуху; потому что рыбка заметила, что старуха злая; потому что старуха просила рыбку, чтобы рыбка ей подчинялась; потому что рыбке не понравилось желание.
2.2 Рекомендации по развитию уровня восприятия
Как отмечает ряд исследователей [8], именно системный подход на уроках литературного чтения в рамках занятий с младшими школьниками предполагает аналитико-синтетический характер деятельности учителя и способствует правильному и эффективному развитию восприятия литературной сказки. В аспекте нашего исследования, в методике работы с литературной сказкой мы опираемся на этапы системного подхода, предложенный М.Р. Львовым, В.Г. Горецким, О.В. Сосновской [6], направленный на развитие и формирование восприятия литературной сказки.
Младший школьный возраст являются самым ответственным периодом в системе обучения и воспитания, так как именно в начальной школе закладывается основная фундаментальная база литературного и духовного развития школьников, формируется и развивается правильное восприятие объектов и явлений литературной сказки [2].
Опираясь на проведенное исследование, мы предлагаем следующие формы работы со сказкой, направленные на формирование и развитие восприятия:
1. Прочтение и анализ литературной сказки. Младшим школьникам после ознакомления с текстом литературной сказки предлагается обсудить мотивы того или иного поведения сказочных героев, оценить их поведение, сделать выводы. Очень важно мотивировать детей на ответы по следующим вопросам: «О чем эта литературная сказка?», «Чему учит вас литературная сказка?», «Какие вам понравились сказочные герои, а какие не понравились? Поясните свой ответ на конкретных примерах из текста литературной сказки». Все сказочные сюжеты обязательно необходимо осмыслить и проработать с младшими школьниками, сравнить и связать их с конкретными ситуациями из жизни, проанализировать эти ситуации и сделать выводы.
2. Рассказывание текста литературной сказки. Одной из актуальных форм работы с литературной сказкой в аспекте формирования и развития восприятия младших школьников является не простой пересказ текста сказки, а воспроизведение его от первого лица. При этом, что очень важно, необходимо предлагать младшим школьникам рассказывать от лица не только главного, но и второстепенного героя (или даже персонажа не этой сказки). Необходимо, чтобы младшие школьники увидели происходящие события и донесли их от лица «Курочки Рябы», «Мышки», «Кощея Бессмертного» или «Ивана-дурака». В аспекте нашего исследования, мы полагаем, что подобный прием правильно развивает восприятие, представление, воображение и способность к видению чужой точки зрения.
3. Переписывание текста литературной сказки. В случае, если младшему школьнику не нравится какой-то поворот сюжета или конец литературной сказки, то можно применить следующую форму работы –предложить ему переписать или дописать литературную сказку. Данная форма работы с текстом литературной сказки помогает увидеть внутреннее состояние младшего школьника, так как именно им обусловлена возможность правильного восприятия объектов и явлений литературной сказки и эффективное решение событий, которое выбирает школьник. Подобным способом происходит освобождение от внутреннего напряжения.
4. Изображение литературной сказки. При помощи рисунков, лепки сказочных героев из пластилина, создания аппликации можно получить информацию об эмоциональном состоянии младшего школьника и особенностях восприятия им текста литературной сказки. Создавая изображения при помощи красок и карандашей, или работая с материалом для лепки, младшему школьнику легче выразить возникающие ассоциации и высвободить терзающие эмоции. Следует обратить внимание на тот факт, что появление темных цветов на рисунках, аппликациях отражает сильные и зачастую негативные эмоции младших школьников. После проведения беседы, обсуждения, анализа полученных результатов, дальнейшие иллюстрации той же сказки могут стать светлее и доброжелательнее, добрее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В младшем школьном возрасте активно формируется и развивается восприятие литературной сказки. Литературная сказка проста и в то же время загадочна, волшебна, непредсказуема. Литературная сказка способна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, развить восприятие, представление, воображение, мышление, речь, обогатить жизнь, развивать эмоциональный интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
Литературные сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют и развивают в младших школьниках устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной начальной школой волшебного искусства слова. Литературные сказки способствуют развитию у младших школьников не только воображения, но и литературно-творческих способностей. Изучение литературных сказок повышает интерес и мотивацию младших школьников к изучению литературы вообще.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев, В. В. Этнопедагогика: учебно-методический комплекс дисциплины / В. В. Афанасьев, Е. Н. Сепиашвили. – М.: МГУТУ, 2012. – 170 с.
2. Ахтырская, Е. Н. Изучение фольклора в начальной школе /
Е. Н. Ахтырская // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47-50.
3. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
4. Волков. Г.Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 168 с.
5. Зворыгина, О.И. Русская литературная сказка: речевые параметры жанра: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Специальность 10.02.01 – русский язык /
О. И. Зворыгина. – Екатеринбург – 2012 – 32 с.
6. Камалова, Л.А. Детский фольклор: Методическое пособие для студентов высш. пед. учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального образования», по направлению «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр). /
Л. А. Камалова. – Казань: ТГГПУ, 2011. – 150 с.
7. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - №2. – С. 320-329.
8. Лазарева, В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе / В. А. Лазарева // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 2-10.
9. Луковенко, Е. Д. Изучение сказок о животных в начальной школе: автореферат выпускной квалифицированной работы / Е. Д. Луковенко. – Саратов, 2016. – 12 с.
10. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева,
Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2001. – 415 с.
11. Львов,М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
12. Меркурьева, Т.В. Исторический анализ особенностей преподавания сказки в начальной школе / Т. В. Меркурьева // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 5. – С. 193-197.
13. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
14. Шегаева, А.В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе / А. В. Шегаева // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 151-153.
15. Щеголева И. М. Работа над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / И. М. Щеголева. – Вестник ТГПУ.–2009.–№7.–URL:https://nsportal.ru/blog/nachalnaya shkola/all/2011/07/15/rabota-nad-skazkami-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-v (дата обращения: 12.04.2022).