Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Известно, что группа существует во всех сферах человеческой жизни. Это обусловлено тем, что формирование личности индивида происходит только в обществе, в котором он живет и в той системе отношений, в которую он включается.
В историческом контексте группа выступает как совокупный субъект в реализации какой-либо совместной деятельности индивидов. Группа формируется только тогда, когда существуют социально-обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства совместной деятельности (материальной, семейной, духовной и пр.). Следовательно, если общность прервется, то и группа перестает существовать.
В наиболее обобщенном виде под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе и объединяются каким-либо общим делом.
Формирование группы позволяет людей чувствовать себя сильнее и увереннее перед трудностями, стоящими перед ними. При этом необходимо отметить, что каждая группа имеет свои особенности становления и развития.
Исследованием малых групп занимались такие ученые, как Г.М. Андреева, С. Антипина, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и другие. Малые группы исследуются как субъект деятельности. Деятельность людей в малых группах отличается тем, что все члены группы включены в процесс непосредственного межличностного взаимодействия, подчиненного общим целям, в процессе достижения которых индивидуальные действия интегрируются в целостную систему совместной деятельности.
Актуальность обращения к исследованию формирования групп диктуют проблемы современного общества. В условиях, созданных группой, происходит становление личности в качестве части общества. Группа является непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на человека. В результате всего вышесказанного возникает необходимость изучения развития группы, как одного из факторов для развития общества и личности.
К исследованию развития групп обращались давно. И сегодня эта тема популярна. Об этом свидетельствует множество публикаций, изученных мною, при написании данной работы.
Исходя из актуальности проблемы, была выбрана тема исследования: «Основные этапы развития группы как субъекта взаимодействия».
Объект исследования: группа как субъект взаимодействия.
Предмет исследования: основные этапы развития группы как субъекта взаимодействия.
Цель исследования: определить основные этапы развития группы как субъекта взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «взаимодействие» в научной литературе.
2. Раскрыть понятие «группа» в психолого-педагогической литературе.
3. Охарактеризовать основные этапы развития группы как субъекта взаимодействия.
Методы исследования: Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение).
1. Понятие «взаимодействие» в научной литературе
Человек представляет собой общественное существо, который живет в сообществе себе подобных. Это значит, что он включен в систему связей и отношений с другими людьми, а именно занимает в них собственную позицию, имеет определенный статус и играет многочисленные социальные роли. Следовательно, возникновение личности как интегральной характеристики человека зависит от того как выстраивается его совместная жизнь с окружающими его людьми.
Одной из базисных категорий в научных исследованиях является понятие «взаимодействия». Его рассматривают как феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты.
Термин «взаимодействие» - довольно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где предполагал общение, обмен мыслями, переживаниями, чувствами, когда взаимодействие должно строиться на основе единого понимания целей и решения задач семейного воспитания [19].
Понятие «взаимодействие» достаточно просто объясняется, если разбить его на несколько составляющих: «взаимо-» и «действие». Первая часть означает взаимность, совместность, вместе, друг с другом. Вторая часть связана с каким-то определенным процессом: что-то сделать, куда-то пойти и т. п. Объединяя их, мы получаем определенную деятельность, общение, которые совершаются несколькими людьми совместно. Причем эти люди имеют общую цель, они знают контекст той ситуации, в которой они и выполняют определенные действия.
Рассматривая взаимодействие, как категорию в условиях пространства и времени видно, что оно имеет ограничения. Эти границы устанавливаются философскими понятиями. То есть в пространстве взаимодействие ограничивается тремя измерениями в пустоте, абстрактном понятии небытия. Время же ограничивает в длительности бытия, либо при изменении материального состояния непосредственно в процессе взаимодействия. Эти ограничения дают нам основание утверждать об относительности взаимодействия [1].
В литературе встречаются разные подходы к определению сущности взаимодействия. Взаимодействие можно рассматривать как необходимое условие, как средство решения задач, поставленных перед системой, наконец, как деловое сотрудничество. Однако все эти и другие аналогичные определения акцентируют внимание лишь на отдельных сторонах сущности взаимодействия, подчеркивают нюансы, но не раскрывают ее в целом. Гегель называл взаимодействием, органическое тело, которое образует переход от необходимости к свободе, к понятию [3].
Взаимодействие предусматривает, как минимум, два субъекта, взаимно воздействующих друг на друга. Исследуя сущность понятия взаимодействия, необходимо учитывать следующее:
оно осуществляется в силу объективных закономерностей;
объектом взаимодействия являются причинные и иные связи между объектами взаимодействия;
процесс, в котором причина и следствие могут непрерывно либо с определенной периодичностью меняться местами;
сущность, определяющая существование и структурную организацию всех материальных систем и их свойства.
Одно из самых ключевых направлений изучения взаимодействия, является его следственная связь с развитием.
В статье С.В. Хребина отмечает, что под взаимодействием следует понимать начальную, сходную, родовую категорию, а также любое явление, объект, состояние может быть понято только в связи и отношении с другими, т.к. все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено [31, с. 155]. Из этого следует, что под взаимодействием предполагается такое действие как минимум двух объектов друг на друга, которое находится во взаимном действии с другими.
Словарь С.И. Ожегова трактует этот термин следующим образом, «Взаимодействие – это процесс обмена идеями, чувствами, переживаниями, мыслями, это деятельность, общение». В.Н. Мясищев считает, что взаимодействие – это способ организации некой совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом этого взаимодействия являются определенные взаимоотношения, они, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношения индивидов, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие происходит в условиях открытости обеих сторон, и при этом не ущемляется ничья свобода, то оно служит проявлению истинных отношений, но, когда же взаимодействие происходит в условиях подавления одного субъекта другим, оно способно маскировать истинные отношения [30].
Взаимодействие в психологии – материальный процесс сопровождающийся передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются [20].
Для нашего исследования представляет интерес и такое философское понимание взаимодействия: это «…всеобщая форма связи предметов и явлений действительности и отражение взаимосвязей действительности в сознании человека; взаимодействие вызывает изменение взаимодействующих объектов, лежит в основе движения материи» [15].
В социологических исследования наиболее распространенная точка зрения на феномен взаимодействие выражается в следующей формулировке: «…взаимодействие социальное – взаимодействие индивидов и воздействие социальных общностей друг на друга в процессе реализации их интересов» [24].
Ряд авторов - О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - считают, что проблемы во взаимоотношениях между родителями и педагогами основаны на нехватке информации, связанной, с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – с удовлетворением спроса родителей на систему знаний. Г.М. Андреева исследует взаимодействие как составную часть общения людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти понятия между собой достаточно трудно. Автор определяет взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону общения. По ее мнению, эта «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность»[2].
Н.Л. Виноградова понимает взаимодействие как способ социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей [14].
К.А. Абульханова - Славская определяет взаимодействие как основной отличительный признак совместной деятельности. По мнению исследователя, под взаимодействием следует понимать такую систему действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. Совместная и индивидуальная деятельность отличается друг от друга не только наличием взаимодействия между участниками совместной деятельности, но и характером включения взаимодействия в психическую структуру самой деятельности [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь [Текст]:/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева; под ред. С.А. Ерофеева // - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Экономика, 2014. – 619 с.
2. Абрамова, Г.С. Общая психология : учебное пособие [Текст] / Г С. Абрамова // - 2-е изд., стер. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 495 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
4. Авакова, Э.Б. Социология [Текст] / Э.Б. Авакова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. – 115 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2011. – 300 с.
6. Анисимов, О.С. Взаимодействие: сущность и типология [Текст] / О.С. Анисимов // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 10-18.
7. Байков, С. В. Малая группа в условиях потери одного из участников [Текст]/ С. В. Байков // Моделирование и анализ данных. – 2014. – № 1. – С. 91-103.
8. Бельских, А. А. Взаимоотношения в малых группах [Текст] / А. А. Бельских, Г. И. Сорокина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 11-2(39). – С. 24-26.
9. Галкина, Т. П. Малая группа как субъект деятельности социальной организации [Текст] / Т. П. Галкина // Вестник КрасГАУ. – 2006. – № 11. – С. 315-320.
10. Головина, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
11. Гриценко, Д. А. Малая группа - виды, формы [Текст] / Д. А. Гриценко // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62-19. – С. 34-39.
12. Губин, А.В. Специфика протекания внутригрупповых психологических процессов в малой группе [Текст] / А. В. Губин // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 1. – С. 152-160.
13. Капцов, А. В. Структура взаимодействий в малой группе [Текст] / А. В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2017. – № 1(21). – С. 147-158. – EDN VSOJZJ.
14. Кичаева, Е.В. Понятия малой группы и коллектива [Текст] / Е.В. Кичаева // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 декабря 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 258-260.
15. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности [Текст] / Коломинский Я.Л., Жеребцов С.Н.— Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2009. — 336 c.
16. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении [Текст]: учебное пособие / Кондратьев М.Ю. - Электрон. текстовые данные. - М.: Пер Сэ, 2012. - 224 c.
17. Луговая, Т.В. К вопросу организации учебного сотрудничества: малая группа разного уровня развития [Текст] / Т.В. Луговая // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 50-51. – С. 51-55.
18. Маслов, Н.В. Толковый педагогический словарь: духовные и нравственные понятия [Текст] / Н.В. Маслов // Московская пед. акад. - Москва: Самшит-издат, 2015. - 879 с.
19. Михалкин Н.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие/ Н.В. Михалкин — М.: Российская академия правосудия, 2012. — 256 c.
20. Науменко, М. Г. Малая социальная группа как субъект межличностного общения [Текст] / М. Г. Науменко // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014. – № 1(1). – С. 274-275.
21. Никитин, С. И. Особенности формирования малой группы в современных условиях [Текст] / С. И. Никитин, С. А. Ермаков // Инновационные направления в науке, технике, образовании : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Смоленск, 30 июня 2016 года. – Смоленск: Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО", 2016. – С. 76-77.
22. Орлова, А. С. Организация эффективной работы в малых группах [Текст] / А. С. Орлова // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 12. – С. 344-347.
23. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: истоки и перспективы [Текст] / Б.Д. Парыгин // Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. - СанктПетербург: СПбГУП, 2010. - 532 с.
24. Потехин, Д.С. Генезис понятия «взаимодействие» [Текс] / Д.С. Потехин // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». – 2020. – № 19. – С. 133-138.
25. Радюк, Е.В. Роль малой группы в социализации, воспитании и становлении личности [Текст] / Е. В. Радюк // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 25 декабря 2019 года. – София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 534-538.
26. Ридецкая О.Г. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / О.Г. Ридецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 516 c.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.
28. Сидоренков, А. В. Конфликт в малой группе: понятие, функции, виды и модель [Текст] / А. В. Сидоренков // Северо-кавказский психологический вестник. – 2008. – Т. 6. – № 4. – С. 22-28.
29. Скрипкина, Т. П. Доверие в малой группе: межличностное, микрогрупповое, групповое [Текст] / Т. П. Скрипкина, И. И. Сидоренкова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № S17. – С. 37-40.
30. Тимахов, И. А. Проблема управления конфликтами в малых группах [Текст] / И. А. Тимахов, О. И. Яковлева // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. – 2012. – № 4. – С. 22-26.
31. Хребина, С.В. Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии [Текст] / С.В. Хребина // Известия ТРТУ. – 2006. – № 13(68). – С. 155-160.