Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной среде происходят инновационные социокультурные процессы. Новая парадигма образования реализуется сегодня в системно - деятельностном подходе, согласно требованиям ФГОС НОО. Над субъект - субъектными отношениями между воспитателем и воспитанниками работали исследователи Ю.П. Азаров, А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. Над детоцентрированном подходом размышляли авторы. А.Г. Асмолов, Р.Б. Стеркина и др. Идея самоценности дошкольного детства принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др. Современная Концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на построение новой системы [15].
В её центре находится личностное развитие ребенка. Рассматривая образование как фундаментальное средство культуры и развития субъектов, современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной и творчески активной личности. Формирование подобных личностных качеств важно осуществлять уже в дошкольном детстве, поскольку именно когда закладываются стереотипы поведения. Пути решения данной задачи лежат в плоскости совершенствования педагогического процесса. Эти проблемы рассматривали учёные С.В. Зайцев, В.В. Горшкова, Н.А. Короткова и др. В исследованиях авторов В.В. Горшковой, В.И. Максаковой, Л.А. Николенко и др. Взаимодействие педагогов с детьми рассматривается как основа педагогического процесса. Сегодня много пишут о единство общения между детьми и взрослыми. В основе любой субъект - субъектной деятельности между педагогами и детьми лежит раскрытие их творческого потенциала [3].
Н.Ф. Радионова, рассматривая взаимодействие как систему, подчеркивает, что система лишь тогда является развивающей, если она создает потенциальные возможности для проявления личностной активности обеих сторон. Взаимодействие соответственно, должно быть спланировано и организовано. Оно предполагает отбор целей, содержания, способов и форм организации, которые включают их в разнообразные деятельностные и личностные связи. Внимание современной педагогической науки сосредоточено на изменении взаимоотношений участников педагогического взаимодействия. Но переход от традиционного монолога педагога к совместному диалогу продолжается. Установка на диалог требует от педагога умения согласовывать способы воздействия с динамикой личностного развития детей. Доминантой диалогического подхода будет являться отношение к ребенку как субъекту деятельности и общения. Проблема субъекта является одной из центральных в современной науке [9].
Над этим вопросом работали учёные К.А. Абульханова - Славская, Б.Г.Ананьев, В.В.Горшкова, В.В.Давыдов и др. Субъект у них рассматривается как центр координации всех психических процессов, состояний и свойств [18]. Отношения между субъектами характеризуются как личностные и персональные. Межсубъектными являются отношения, в которых участники единого действия выступают как равно активные и равно свободные партнеры, ориентирующиеся друг на друга, как на инициативно-самодействующих субъектов. Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста изучается исследователями, и рассматривается, как способность адекватно действовать в соответствии с целями и задачами деятельности в различных условиях[18].
В основе всех этих процессов лежат системный и личностно ориентированный подход. Развивающее взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста должно собой представлять целесообразно организованный педагогически процесс формирования общих способностей детей, осуществляемый в субъект - субъектном диалоговом режиме, на основе принципов сотрудничества и взаимопонимания в специально сконструированной предметно-развивающей среде. В системе педагогического инструментария развивающего взаимодействия педагога с детьми, ведущая роль принадлежит проблемно-игровым ситуациям, которые воспроизводят основные позиционные проявления ребенка. Ситуация взаимодействия со взрослым, может быть репродуктивной, частично-творческой, или творческой. Всё это возможно лишь при использовании в воспитательно-образовательном процессе лишь за счёт личностно-ориентированного подхода [22].
Для успешного педагогического руководства процессом развития творческой активности и творческого взаимодействия дошкольника с педагогом, требуется анализ понятий «творческая активность» и «творческое взаимодействие». Должны быть определены их структуры, содержание, критерии сформированности. Анализ научных работ показал, что в науке нет единообразных подходов к этим категориям. Это объясняется сложным многомерным характером данных явлений. Творчество в целом понимается как свойство, присущее человеку благодаря его способности к созидательной, целенаправленной деятельности. С позиции объектного похода творчество понимается как создание нового продукта. Если подходить к этому с позиции субъектной, то можно говорить о том, что творчество – это определённые личностные качества субъекта. Чтобы человек был творческим, ему для этого необходимо что-то знать. Уметь и применять [4].
В случае воспитательной работы в ДОУ со стороны педагога – это может означать лишь то, что воспитатель должен каждого ребёнка чему либо обучить и сформировать у него некоторые устойчивые умения и навыки. Прежде чем ребёнок сам начнёт демонстрировать элементы творческой деятельности. Творческая активность и творческое взаимодействие ребёнка основывается на принципе зависимости развития его тех, или иных способностей. Любая деятельность означает состояние активности. В теории творчества основным принципом является принцип взаимодействия и системный подход к процессам, поскольку одним из ведущих положений системно-деятельностного подхода выступает соответствие цели полученному результату. Задача формирования творческой активности ребенка и его продуктивного взаимодействия продолжает оставаться одной из актуальных задач в педагогике, не смотря на то, что это практически заложено нормативно в виде требований ФГОС. Но очевидно одно, что основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющемся наиболее оптимальным для формирования данного качества личности [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ИНФОРМАЦИОННЫЕИСТОЧНИКИ
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В.
Абраменкова – М.: ПЕР СЭ.- 2008. – 431 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в
современном дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Атемаскина.- Детский сад от А до Я.– 2007.–No 4.– С. 48-54.
3. Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/
(дата обращения: 13.04.2022).
4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К.Ю. Белая.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта,
Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами
[Текст]/Л.М. Волобуева.– М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.
7. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство
совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова.- Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 114-129.
8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в
дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Н.С. Голицына.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
– СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
10. Дыбина, О.В. Моделирование методической работы
дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности [Текст] /О.В. Дыбина.-Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 70-79.
11. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное
пособие [Текст]/И.П. Калошина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.
12. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] / О.Н.
Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Феникс, Ростов/Д, 2008. – 576 с.
13. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных
группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва :
Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
14. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ
[Текст]/П.Н. Лосев.– М.: ТЦ Сфера, 2005.– 160 с.
15. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]/В.М. минаева.– М.: АРКТИ, 2001.– 48 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду
[Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Пособие для воспитателя. 2-е
изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д».- 2000 – 96 с.
17. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. [Текст] / Л.В.
Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
18. От рождения, до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – 336 с.
19. Пчелкина, Ю.В. Развитие творческих способностей педагогов [Текст] /Ю.В. Пчёлкина.- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.– 2007.– No 5.– С.16-20.
20. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/Н.А. Рыжова.–М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.– 192 с.
21. Склянко, А. В. Условия активизации детской самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников/ А. В. Склянко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 1191-1194. - URL: https://moluch.ru/archive/113/28876/ (дата обращения: 13.04.2022).
22. Смирнова, О.Е. Межличностные отношения дошкольников:
диагностика, приёмы, коррекция [Текст] / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова
– М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 – 158 с.
23. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные
формы : пособие для педагогов [Текст] / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе,
Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт.
коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
24. Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 13.04.2022).
25. Якобсон, С.Г. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей
детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002 – 80 с.