Фрагмент для ознакомления
2
Р.С. Немов дает такое определение речи: «Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков» [15].
Физиологической основой речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека. Об этом учении писали и опирались на него многие педагоги и психологи, исследуя проблему развития речи. Например, Т.Б. Филичева в своей работе, анализируя физиологические механизмы речи, пишет о том, что речь осуществляется сложной системой органов, в которой ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Опираясь на исследования И.П. Павлова, она также пишет, что речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами, в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При воспроизведении и восприятии речи происходит, прежде всего, бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.
Психологическая основа развития речи заключается в тесной взаимосвязи речи с мышлением и сознанием. Так, например, С.Л. Рубинштейн пишет об этом, говоря, что слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Речь генетически возникла вместе с мышлением в процессе развития человечества. Речь взаимосвязана с сознанием в целом. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми, а общение происходит посредством речи. Речь – это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления [16, с. 442 - 443.].
Также о взаимосвязи речи с мышлением и сознанием говорил Л.С. Выготский, утверждая то, что проблема мышления и речи одна из тех, что выходит на первый план. «Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову» [6, с. 10.].
П.П. Блонский выделил такую взаимосвязь мышления и речи: «Огромную роль в развитии обобщающего мышления ребенка играет усвоение слов. Усваивая слова, относящиеся к ряду сходных явлений, маленький ребенок тем самым наталкивается на открытые сходства в этих явлениях» [5, c. 142-143].
Лингвистической основой речи является язык как знаковая система и способ выражения мысли. Речь невозможна без усвоения языка, а язык можно усвоить в процессе включения ребенка в социальную среду и при общении с ним. Такого мнения об этом Е.И. Тихеева: «Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка. Мы должны организовать его общение как с детьми, так и взрослыми, прежде всего, в интересах развития его языка.
Следующей основой в развитии речи является формирование фонетического, лексического и грамматического уровней языка. Именно эти уровни языка выделяет Т.Б. Филичева. «Развитие речи ребенка может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком. Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Ко второму аспекту близко примыкает третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения» [20].
Отечественный психолог В.С. Мухина также выделяет три уровня развития языка. Опираясь на ее работу, рассмотрим подробнее эти уровни. Первый уровень – это развитие словаря и грамматического строя речи. На протяжении дошкольного периода словарный запас ребенка продолжает расти. Рост словарного запаса зависит от условий жизни, воспитания и индивидуальных особенностей детей. Как правило, словарь ребенка этого возраста увеличивается в три раза. Словарь ребенка быстро увеличивается не только за счет усвоения частей речи, но и при усвоении грамматических основ построения предложения. В период дошкольного возраста усваивается морфологическая система языка. Дети начинают легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы. Развитие речи определяется активностью ребенка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Происходит ориентировка как на смысловую, так и на звуковую сторону языка, осуществляемая в процессе его практического применения.
Второе направление, выделяемое В. С Мухиной, – развитие фонетического слуха. Фонетический слух ребенка формируется непосредственно на основе речевого общения. Дошкольник может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов.
И третье направление, или уровень, – это осознание словесного состава речи. Долгое время в процессе общения ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, определяющую понимание слов. Но для овладения грамотой ребенку необходимо научиться осознавать словесный состав речи [13, с. 232 – 235.].
Одним из важнейших аспектов в развитии речи является формирование связной речи и таких форм речевого общения, как монологическая и диалогическая речь.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского [6], А.А. Леонтьева [11], С.Л. Рубинштейна [15] и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : [Текст] : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. – 399 с.
2. Андреева, И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 // Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Саратов, 2001. 23 с.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии : [Текст] методическое пособие / Е. А. Антипина. - 2-е изд., перераб. - Москва : Сфера, 2009. - 128 с.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : [Текст] Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 125 с.
5. Блонский, П. П. Педология : [Текст] Кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский; Под ред. В.А. Сластенина. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 287 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти томах // Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова; [Авт. послесл. А. Р. Лурия; Коммент. Л. А. Радзиховского]. - Москва : Педагогика, 1982. - 504 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. – 507 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : планы занятий [Текст] / В. В. Гербова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 130 с.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : [Текст] Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 414с.
10. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 140с.
11. Леонтьев А. А. Педагогическое общение [Текст] - М., 2011. – 244 с.
12. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] - Кишинев : Лумина, 1985. - 151 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] – 14-е издания., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 452 с.
14. Психология : В 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. - 3-е изд. - М. : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. Кн. 1: Общие основы психологии. - М. : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. – 686 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705 с.
16. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебник [Текст] / Н.А. Стародубова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 273 с.
17. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе : [Текст] [Учебник для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит."] / А. В. Текучев. - 3-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1980. - 414 с.
18. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): [Текст] учебник / Е.И. Тихеева. – Москва: Просвещение, 1981. – 119 с.
19. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина— М.: Просвещение,1989.—223 с.
20. Фурмина Л.С. Возможность творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / отв. ред. Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 223 с.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 383 с.