Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми теоретическими положениями и практикой жизни, демонстрации прикладного характера химических знаний.
Единство теоретического и прикладного материала в процессе преподавания - один из реальных путей реализации специфического требования современной педагогики средней школы о том, чтобы школьник в максимально возможной мере усваивал учебный материал непосредственно в классе.
1Теоретическое исследование проблемы формирования экспериментальных умений обучающихся на уроках химии посредством проблемного обучения
1.1 Экспериментальные умения как аспект практической компетенции обучающихся
Современная система образования диктует преобразования преподавания предмета «Химия». На сегодняшний день важным является компетентностный подход.
Компетентностным подходом считают подход в образовании, при котором ученикам необходимо демонстрировать желаемые результаты процесса их обучения.
Компетенции как понятие имеют множество определений. Например, компетенции могут определять, как сумму знаний, которыми ученику необходимо обладать в конкретном предмете.
На данный момент считают, что компетенции- это не просто набор знаний, а содержание предметной области, которое включает в себя их осознание, а также умения использовать эти знаний в новой учебной обстановке.
Для школьного курса химии, компетенции будут образовательными, представляя собой систему смысловых значений, взаимосвязанных друг с другом. Эти смысловые значения считаются необходимыми элементами, используемыми при ведении разных видов деятельности. Для предмета «Химия» образовательная компетенция состоит из:
- определение места химии, как части естественнонаучного видения мира,
- формирования навыков безопасного обращения с химическими веществами,
- понимания значения химических веществ и химических процессов, в которых они участвуют,
- определения значения химии как науки в жизни человека,
- понимания роли химии в решении глобальных проблем человечества:
- экологической,
- продовольственной проблемы,
- проблемы дефицита энергоресурсов.
Химия- это экспериментальная наука, поэтому химические знания можно получить только при освоении минимума практических работ.
Сегодняшний процесс обучения химии в 8 классе школы невозможен без практической составляющей, то есть без использования на уроках учебного эксперимента [2, с.98].
При изучении химии важную роль играют практические методы обучения, которые имеют большое разнообразие.
1.Демонстрационный эксперимент. Демонстрационный эксперимент- это практический метод, при котором опыт проводит учитель в кабинете или лаборатории химии. Есть варианты этого метода, когда демонстрационный эксперимент проводят несколько учащихся под руководством учителя или лаборанта.
Демонстрационный эксперимент учитель используется учителем в начале курса изучения химии, когда необходимо научить школьников наблюдению за приемами работы и происходящими химическими процессами. Такой вид эксперимента имеет огромное значение, так как:
- способствует возникновению интереса к предмету,
- помогает формированию у учеников практических умений,
-проводит первое знакомство с химической посудой, приборами, веществами.
Демонстрационный эксперимент применяют в течение всего курса обучения, если тот, или иной опыт является слишком сложным для самостоятельного выполнения учащимися.
Для демонстрационного эксперимента оборудование используют специальное, то, которое не применяется в учебном эксперименте:
- демонстрационный штатив с пробирками,
- чашки Петри,
-проектор,
- компьютер.
Демонстрационный эксперимент бывает двух типов:
- демонстрации, в которых объекты можно наблюдать непосредственно. Для такого типа демонстрационного эксперимента проводят следующие виды реакций:
- нагревание,
- сжигание,
- демонстрируют опыты в сосудах большого размера - стаканах, колбах.
- демонстрации, при которых происходящие превращения веществ малозаметны, в таком случае химические процессы воспроизводятся с помощью различных приспособлений:
- проецируются на экран, используя проектор,
- обнаруживаются при помощи пробников,
- плотность растворов определяют при помощи ареометров.
Дидактический эффект демонстрационных опытов зависит от таких факторов, как техника проведения опыта и создание оптимальных условий наглядности того, что хочет показать и доказать учитель, т.е. достижения цели эксперимента [5, с.112].
Демонстрационный эксперимент осуществляется на школьных уроках при соблюдении ряда требований:
- эксперимент должен быть безопасен;
-необходимо соблюдение условий определенного расстояния от объектов наблюдения до наблюдателя,
- необходимо нормальное освещение,
- важным является соблюдение объемов веществ,
- размеры и формы посуды, приборов тоже должны соответствовать необходимым требованиям,
- демонстрационный опыт должен сопровождаться комментарием учителя. Последнее требование играет главную роль в демонстрации, когда учитель посредством комментария руководит наблюдением за ходом эксперимента.
2. Лабораторные и практические работы. Лабораторные и практические работы представляют собой метод обучения, при котором учащиеся выполняют химические опыты по определенному плану и под руководством учителя. При этом они используют необходимые приборы и лабораторное оборудование.
1.2 Организация практической деятельности учащихся на уроках химии 8 класса
Среди практических методов наибольшее значение имеет учебный или ученический эксперимент.
Выполнение опытов учащимися помогает более глубокому и быстрому усвоению знаний, касающихся свойств веществ и их участие в химических процессах.
Школьники приобретают умения самостоятельной работы с химическими веществами и оборудованием, а также могут закреплять полученные на уроках знания с помощью химических опытов.
Ученики, которые сами проводят химические опыты, могут убедиться в том, что сложными химическими процессами есть возможность управлять. Им становится понятно, что химические превращения веществ - это естественные природные законы, знание которых дает возможности для применения химических реакций в разных сферах жизнедеятельности. [7, с.83].
Ученический эксперимент считается важнейшим средством осуществления взаимосвязи практики и теоретических знаний в курсе химии 8 класса.
Для каждого учителя химии важным является правильная и системная работа на уроке при выполнении учениками практических и лабораторных работ.
Учителю необходимо:
- научить ученика самостоятельно добывать знания,
- помочь формированию его мировоззрения,
- научить применению полученных знаний на практике.
Только практические методы дают возможность ученикам:
- глубоко усвоить сущность законов природы,
- применять полученные знания на практике,
- усвоить полученные теоретические знания,
- приобрести трудовые умения и навыки.
Школьный эксперимент можно разделить на несколько видов:
- демонстрационный опыт,
- лабораторный опыт,
- лабораторная работа,
- практическая работа,
- лабораторный практикум,
- домашний эксперимент.
Также есть классификация учебного эксперимента по характеру воздействия на мышление учащихся:
- исследовательская форма эксперимента,
- иллюстративная форма.
Иллюстративная форма эксперимента - это особый метод, который носит название метод готовых знаний. Для данного метода характерны следующие особенности:
- учителем сообщается результат опыта,
- сказанный факт иллюстрируется демонстрацией.
Исследовательский метод заключается в том, что ученики должны сами:
-подобрать реактивы и оборудование для проведения опыта,
- спрогнозировать результат,
- выделить главное в наблюдениях,
- сделать вывод.
Опыт проводится учителем, но руководят им ученики:
- выполняются предложенные экспериментальные действия,
- комментируются правила техники безопасности,
- задаются уточняющие вопросы [23, с.112].
В курсе изучения химии восьмого класса иллюстративный метод как метод изучения нового материала, считается наиболее эффективным.
Это объясняется тем, что школьники ощущают меньшее количество затруднений при описании происходящих наблюдений и формулировании соответствующих выводов.
2 Химический эксперимент по темам школьного курса химии 8 класса
2.1 Демонстрационные эксперименты
Как было сказано выше, химический эксперимент в процессе обучения химии дает возможность ознакомить учащихся как с химическими явлениями, так и с методами данной науки.
Демонстрационный эксперимент является эффективным средством, повышающим интерес к предмету химии.
В начале изучения химии, в 8 классе, демонстрационный эксперимент очень важен, так как учит школьников:
- наблюдать химические процессы,
- объяснять происходящие явления,
- изучать приёмы работы,
- знакомиться с манипуляциями в ходе эксперимента. [28, с.92].
Демонстрационный эксперимент:
- начинает процесс формирования практических умений,
- помогает знакомить учащихся с химической посудой, приборами, веществами.
Демонстрационный эксперимент находит свое применение тогда, когда:
- слишком сложен для самостоятельного выполнения обучающимися (синтез оксида серы (VI) из оксида серы (IV) и кислорода),
- является опасным при выполнении его обучающимися.
Методика проведения демонстрационных опытов рассмотрена во многих методических пособиях, в каждой теме курса школьного курса химии показаны возможные демонстрации. К ним приводится:
- список необходимых веществ,
- список оборудования,
- методика проведения,
- техника безопасности,
- указана тема,
- результат наблюдения.
Данная система демонстрационных опытов позволяет быстро собрать необходимое оборудование и реактивы для демонстрации опытов на уроке, экономить время на подготовку к уроку, выбрать эксперимент, в соответствии с возможностями оснащения химической лаборатории в школе. Картотека будет удобна в использовании как для опытного педагога, лаборанта, так и молодого специалиста. (Таблица 1)
2.2 Практические работы на уроках химии и повышение их эффективности
На практических занятиях по химии у учащихся развиваются следующие основные группы навыков:
- Экспериментальные:
- умение выбрать необходимые для опыта реактивы и оборудование,
- прогнозировать ход реакции,
- определять условия прохождения процесса, использование различных методов количественных измерений, составление плана эксперимента, письменное оформление результатов, соблюдение правил техники безопасности,
- Коммуникативные:
- умение работать в группе,
- обсуждать ход и результаты исследований,
-научно формулировать и аргументировать выводы к работе.
- Интеллектуальные:
- определение целей и задач эксперимента,
- наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов,
- проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей.
- Оценочные: осуществление самооценивания и взаимооценивания в группах по установленным критериям.
Перед тем, как приступить к выполнению практической работы совместно с учениками разрабатываются правила техники безопасности, применимые для данного эксперимента. [9, с.113].
При составлении практической части работы важно правильно выбрать опыты, учитывая технику безопасного эксперимента.
В школьном курсе химии восьмого класса предусмотрены следующие виды практических работ.
1. Практическая работа №1. «Оборудование химической лаборатории»
Цель: Ознакомление с техникой безопасности и основным оборудованием химической лаборатории.
2. Практическая работа №2. «Очистка веществ»
Цель: Изучение способа разделения смеси твердых веществ.
3. Практическая работа №3. «Растворимость веществ»
Цель Экспериментальное исследование растворимости некоторых веществ при различных условиях.
4. Практическая работа №4. «Приготовление растворов с заданной массовой долей».
Цель: Приготовление раствора с определённой массовой долей вещества.
5. Практическая работа №5. «Получение кислорода и изучение его свойств»
Цель: Получение кислорода в лаборатории и изучениеего физико-химических свойств
6. Практическая работа №6. «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований» Цель: Научиться экспериментально характеризовать химические свойства неорганических веществ основных классов, закрепить умение составлять план исследования свойств вещества, отработать навыки обращения с лабораторным оборудованием.
7. Практическая работа №7. «Получение водорода и изучение его свойств»
Заключение
Самым важным в процессе формирования экспериментальных умений считается курс химии восьмого класса, так как в нем содержится большое количество заданий, требующих данных умений и навыков.
Развитие экспериментальных умений строится через систему проведения лабораторных опытов и практических работ, что дает возможность учащимся подходить к изучению химии более осознанно. Ребята приобретают умения и навыки к самообразованию, происходит развитие познавательной деятельности школьников и интереса к изучению химии.
Сегодняшний процесс обучения химии в 8 классе школы невозможен без практической составляющей, то есть без использования на уроках учебного эксперимента.
При изучении химии важную роль играют практические методы обучения, которые имеют большое разнообразие.
Школьный эксперимент делится на несколько видов:
- демонстрационный опыт,
- лабораторный опыт,
- лабораторная работа,
- практическая работа,
- лабораторный практикум,
- домашний эксперимент.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников литературы
1. Болотинская Б.П. Методика формирования практических навыков учащихся VII класса // Химия в школе. -2019. - №6. - С. 27 - 29.
2. Габрусева Н.И. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.- 8 класс. М. : Просвещение, 2018.-231 с.
3. Веденяпин А.Я. О химическом эксперименте в школе // Химия в школе. -1955.-№5.-С. 27-35.
4. Волкова С.А. Формирование экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения // Вестник Калужского университета. 2015. - №3. - С. 39 - 44.
5. Жидков М.А. Эксперимент на уроках химии в 8 классе.- М.: Наука, 2014.- 345 с.
6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2016.- 321 с.
7. Гара Н.Н. В химической лаборатории. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2017.- 156 с.
8. Жилин Д.М. Химия: лабораторный журнал для 8 класса – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2017.- 213 с.
9. Журин А.А. Химия. Тетрадь-практикум. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2016.- 176 с.
10. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: Просвещение.- 211 с.
11. Ильина М.А. Практические работы на уроках химии.- М.: Наука, 2014.- 234 с.
12. Колчанова Л.В. Из опыта совершенствования демонстрационного эксперимента / Л.В. Колчанова, Л.А. Дейнека // Химия в школе: научно-методический журнал. - 2018. - № 9. - С. 67-69.
13. Кравченко, З.И. Практические работы исследовательского характера / З.И. Кравченко // Химия в школе: научно-методический журнал. - 2016. - № 6. - С. 61-63.
14. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. Химия. - М.: Вентана - Граф, 2012.
15. Красноперова О.В. Тетрадь для практических работ по химии – 8 класс. КГАОУ «Краевой центр образования», Хабаровск, 2017.
16. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.. – м.: Дрофа, 2019. – 254 с.
17. Я иду на урок химии: Книга для учителя. – М.: Олимп, 2017. – 272 с.
18. Кузьменко Н. Е. Сборник задач по химии с решениями. 8-11 кл. – М.: Мир и Образование, 2013. – 640 с.
19. Кузьменко Н. Е. Учебное пособие по химии: Школьный курс. - М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век.-2015. – 432 с.
20. Марчук И.Г. Системы практических работ и заданий на уроках химии. – Волгоград.: Панорама, 2016. – 80 с.
21. Новиков М.Ю. Методика практических работ на уроках химии 8 класса.- М.: Наука, 2015.-234 с.
22. Оржековский П.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. - М.: АРКТИ, 2018. - 48 с.
23. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А., Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. - М.: АРКТИ, 2017. - 152 с.
24. Полосин B.C. О формировании лабораторных навыков по химии // Химия в школе. -2016. - №2. - С. 24 - 30.
25. Практикум по методике преподавания химии: учеб. пособие /Глазкова О.В., Тарасова О.В. – Саранск, 2015. – 1,71 Мб.
26. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 144 с.
27. Титов Б.Ю. Практикум на уроках химии 8 класса.- М.: Просвещение, 2015.- 235 с.
28. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие. – М., Глобус, 2017. - 224 с.
29. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2016.-335 с.
30. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2019. – 208 с.