Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы рассмотреть, что включают в себя представления о семье, рассмотрим сущность понятия «семья».
С.И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту [23].
В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми [8].
Согласно мнению А.И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
А.Г. Харчев особо подчеркивает существенные основные элементы семьи:
а) социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации;
б) наличие в семье качественно специфических особенностей, отграничивающих ее от иных социальных образований (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность);
в) существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с организованной формой воспроизводства жизни [31].
Семья – это социальный институт, вбирающий в себя интересы общества и всех членов семьи, как вместе, так и каждого в отдельности. Семье присущи определенные функции, которые важны для общества и для жизни каждого человека. На функции семьи влияют следующие факторы: требования общества, семейное право, нормы морали, помощь государства. Одной из важнейших функций, в которой закладывается духовное воспроизводство населения на всех возрастных этапах, является воспитательная функция. Именно семья дает ребенку первый социальный опыт, через который ребенок усваивает принятые в определенном обществе нормы и правила поведения, социокультурные ценности.
Изучение теоретических исследовательских работ продемонстрировало, что обычно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где производится преемственность поколений, социализация дошкольников, что содержит в себе передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский) [7].
Обычно основным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет на протяжении всей следующей жизни. Значимость семьи как института воспитания обоснована тем, что в ней ребенок располагается в течение значимой части собственной жизни, и по продолжительности собственного действия на личность никто из институтов воспитания не может сравниться с родственниками. В ней закладываются базы личности дошкольника, и к поступлению в школу он уже более чем на 50% сформировался как личность [1].
Семья может выступать в качестве как позитивного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное действие на личность дошкольника заключается в том, что никто, не считая самых близких для него в семье людей – мамы, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не имеет отношения ребенку лучше, не любит его так и не хлопочет столько о нем. И вместе с тем никакой иной социальный институт не может потенциально нанести столько ущерба в воспитании дошкольника, сколько в состоянии сделать семья [6].
Существуют различные подходы к классификации типов семей. А.С. Спиваковская описала следующие типы отношений в семьях:
– внешне «спокойная семья»;
– вулканическая семья;
– семья-санаторий;
– семья – «третий лишний»;
– «семья с кумиром»;
– «семья-маскарад» [15].
И.С. Кон описал два типа детско-родительских отношений: эмоциональный тон отношений между родителями и детьми и тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений в системе детско-родительских отношений можно представить в виде шкалы, где один полюс – это доброжелательные, теплые, эмоционально положительные отношения между родителями и детьми, а другой полюс – это, наоборот, холодные отношения, агрессивные и враждебные проявления, эмоционально негативное отношение к ребенку. Тип контроля может быть, на одном полюсе, осуществляться через поддержку, понимание ребенка; на другом полюсе – применение жестких мер, постоянного контроля [21].
С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Первая модель – это благополучные семьи, в которых детско-родительские отношения строятся на любви, уважении, доверии и понимании. Вторая модель – это внешне благополучные семьи. Третья модель – это материально-ориентированные семьи. Четвертая модель – это антисоциальные семьи. Пятая модель – это враждебные семьи [21].
Воспитательные стратегии, которые реализуются в семье, можно разделить на четыре типа:
а) диктат;
б) опека;
в) невмешательство;
г) сотрудничество.
А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер предлагают классификацию стилей семейного воспитания:
а) гипопротекция;
б) скрытая гипопротекция;
в) доминирующая гиперпротекция;
г) потворствующая гиперпротекция;
д) эмоциональное отвержение;
е) повышенная моральная ответственность.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное учебное заведение обычно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе сотрудничества преподавателей с семьями воспитанников. Но в рамках этой работы не всегда можно сформировать у детей адекватные восприятия о семье. Детей нужно знакомить с семьей как с явлением публичной жизни, главным социальным институтом, ее назначением и чертами, начиная с самого раннего возраста на доступном их осознанию уровне [9].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве приоритетного направления социально-коммуникативного развития определяет образовательную деятельность по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье [27].
Представления о семье и социокультурных ценностях просматриваются и в других образовательных областях: познавательное развитие – формирование первичных представлений о себе, других людях; о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа; речевое развитие – знакомство с культурой, семьей через художественную литературу и др.; художественно-эстетическое развитие – восприятие произведений искусства, мира природы и т. д.; физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами [3].
Сформированное у детей дошкольного возраста чувство принадлежности к своей семье способствует развитию у детей таких ценностных социальных и личностных качеств, как положительная установка и отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; инициатива и самостоятельность в общении, умения договариваться, учитывать интересы и чувства близких, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми [11].
Представления о семье являются наглядным образом семьи, возникающим в сознании ребенка на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти и воображении. Представления о семье у старших дошкольников обладают специфическими особенностями, обусловленными их возрастными возможностями (своеобразием развития памяти, мышления и воображения).
Таким образом, анализ литературы показал, что семья – это система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая социальная группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Представления о семье включают знания о составе семьи, ее значении, семейных ролях и обязанностях, знания о прошлом мира семьи (родословная семьи, традиции, герб семьи, обычаи, передающие из поколения поколению); представления о сопричастности к миру семьи (я – член семьи); представления о важности мира семьи для человека.
1.2 Формирование первичных представлений о семье в дошкольном возрасте
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста – это процесс изменения представлений ребенка о семье (расширение, конкретизация, углубление и систематизация, становление ценностного отношения) в ходе специально организованного взаимодействия с окружающей действительностью.
Сформированные в дошкольном возрасте представления о семье имеют определяющее значение в появлении установок, ценностных ориентаций, взглядов, системы отношений к будущей семье, складываются в определенную модель семьи, которой личность будет придерживаться во взрослой жизни.
Решение задачи формирования представлений о семье предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и примерными основными образовательными программами в образовательной области социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника.
Проведенный анализ научно-методической литературы [2; 5; 6; 7; 8] позволил установить достаточно четкие целевые ориентиры в формировании представлений о семье в дошкольном возрасте. К концу дошкольного возраста педагоги стремятся сформировать у детей следующие представления:
- о семье, семейных и родственных отношениях;
- о родственных связях;
- о семейных традициях;
- об истории семьи, своей родословной, достижениях своих родственников;
- о семейном бюджете;
- о способах проявления любви, внимания, заботы о близких;
- о гендерных особенностях членов семьи.
Процесс приобщения дошкольника к миру семьи является одной из важных частей образования дошкольника и представляет собой единую педагогическую систему. Исследования психологов и педагогов (Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, Г.Н. Гришина, Т.А. Репина) направлены на изучение условий, путей формирования значимых ориентаций, интересов и привязанностей, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье.
Главную роль в формировании представлений о семье играют родители (О.В. Дыбина, С.А. Козлова). Ориентация на взрослого, особенно близкого, эмоционально-привлекательного (родители ребенка) способствует овладению детьми необходимым содержанием представлений, формами активности (разнообразной деятельностью); стимулирует стремление реализовывать значимые образцы, способы поведения в семье. Если родители не выступают образцом-ориентиром, то представления детей о семье отличаются фрагментарностью, бессистемностью, неточностью, бедностью эмоциональной окраски, а зачастую не соответствуют действительности, складываются стихийно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1. – С. 273-278.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
3. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160-166.
4. Большой толковый словарь русского языка : Ок. 60 000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 1268 с.
5. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Р.Н. Буре; под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 2011. – 339 с.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
8. Девицина Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. – 217с.
9. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др., под. ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996. – 244 с.
10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
11. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс, 2001. – С.25-26.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
13. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.
14. Дыбина О.В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 7-10.
15. Еник О.А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема / О.А. Еник, Е.А. Сидякина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 28-35.
16. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
17. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.И. Доронова, Л.Г. Госубева, Н. А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.
18. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. – М.: Карапуз, 2001. – 303 с.
19. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
20. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С.А. Козлова. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 224 с.
21. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов / А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И.В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 35-43.
22. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1997. – 390 с.
24. Самуль А.В. Формирование семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства. – Минск: Лазурак, 2010. – 236 с.
25. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – 512 с.
26. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир :Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
29. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
30. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина [и др.] / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 124 с.
31. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. – М.: ЦСП, 2003. – 339 с.
32. Шмаков С.А. Досуговая педагогика: методическое пособие / С.А. Шмаков. – Екатеринбург, 2004. – 280 с.
33. Щетинина В.В. К вопросу о формировании семейных ценностей у детей дошкольного возраста / В.В. Щетинина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 64-75.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.