Фрагмент для ознакомления
2
Проблема готовности детей к школе - относительно новое явление (несколько десятилетий назад). Она возникает в связи с сокращением периода начала школьного обучения. Эта проблема существует почти во всех европейских странах. В то время психологи и педагоги стали уделять внимание тому, чтобы определить, когда и при каких условиях эффективно отправлять детей в школу и не нарушает ли этот процесс их развитие и не влияет ли негативно на здоровье [5].
В детской психологии нет единого определения "готовности к школе". Это объясняется тем, что ее природа многогранна и "многослойна".
В современной психологии психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, раскрывающая степень развития психологических качеств, являющихся важнейшими предпосылками для правильной интеграции в новую социальную среду и формирования учебной деятельности.
Подготовка детей к школе - сложный вопрос, который охватывает все сферы жизни детей. В работах российских психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы готовности к школе [10].
Психологический словарь определяет готовность к школе как "совокупность морфо - физиологических характеристик ребенка дошкольного возраста, обеспечивающих успешный переход к систематическому и организованному школьному обучению" [8].
По мнению В.С. Мухиной, готовность к школе - это возникновение у ребенка внутренних противоречий, которые являются результатом социального созревания и способствуют формированию мотивации учебной деятельности: желания и осознания учиться [3]
Наиболее полное определение предлагает Л.А. Венгер: "специфический набор навыков, который должен включать все остальные элементы, даже если они находятся на разных уровнях развития". К компонентам этого набора навыков относятся мотивация, личностная подготовка, включая интеллектуальную и волевую подготовку, и "внутренний статус школьника" [9].
По мнению Д.Б. Эльконина, готовность к школе означает "плетение" социальных правил, то есть системы социальных отношений между детьми и взрослыми [14].
Он начинает с рассмотрения формирования предпосылок учебной деятельности, анализируя их и выделяя следующие параметры
- способность ребенка сознательно подчинять свое поведение правилам, которые в целом определяют модели поведения; - способность руководствоваться определенной системой требований
- способность руководствоваться определенной системой требований
- способность внимательно слушать говорящего и точно выполнять словесные инструкции; и
- способность самостоятельно выполнять задания, следуя визуально распознаваемому образцу.
Эти параметры спонтанного развития являются частью психологической подготовки к школе и составляют основу обучения в первый год.
Л.И. Божович: "Отношение ребенка к окружающей среде, которое складывается к моменту поступления в школу, называется "внутренней позицией школьника". Он считал это новообразование очень важным критерием готовности к школьному обучению [4].
Н.Г. Салмина в роли показателя психологической готовности выделяла интеллектуальное развитие ребенка[9].
По мнению А.Н. Леонтьева, непосредственной движущей силой развития ребенка является актуальная деятельность, возникающая в результате изменения "внутренней позиции" ребенка [8].
По мнению В.В. Давыдова, ребенок должен овладеть операциями мышления, уметь выделять и обобщать явления и предметы в окружающем мире, планировать собственную деятельность и осуществлять самоконтроль [5]
Н.Г. Салмина использует интеллектуальное развитие детей как показатель психологической готовности [9].
А.И. Запорожец к компонентам готовности относит степень мотивации, степень сформированности механизмов спонтанного контроля поведения, степень развития аналитической, синтетической и познавательной деятельности [4].
Е.Е. Кравцова дополняет критерии, традиционно определяемые как готовность к общению в школьном образовании [9].
По мнению Е.Е. Кравцовой, для того чтобы у детей развивалась произвольность, необходимо выполнение нескольких условий:
- Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
- учет возраста ребенка;
- использование игр с правилами.
Стоит подчеркнуть, что отечественные психологи, изучая интеллектуальную составляющую психологического компонента готовности к школе, делают акцент на степени развития интеллектуальных процессов, а не на объеме полученных знаний. Для того чтобы успешно учиться, дети должны уметь определять объекты своего познания.
Проблеме готовности к школе в последние годы уделяется большое внимание за рубежом, и Я. Йирасек отмечает, что в решении этого вопроса наблюдается сочетание теоретических построений, с одной стороны, и практического опыта - с другой. Особенностью исследований является то, что центральным вопросом являются интеллектуальные способности ребенка. Это отражено в тестах, которые показывают развитие памяти, мышления, восприятия и других психических процессов детей. Дети дошкольного возраста, поступающие в школу, должны обладать некоторыми атрибутами ученика начальной школы: умственной, социальной и эмоциональной зрелостью [11].
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что, несмотря на разнообразие точек зрения, у перечисленных авторов есть много общего.
1.2 Общая характеристика понятия «готовность к школьному обучению»
Успешное достижение целей личностного развития ребенка, эффективность обучения и благоприятное развитие карьеры во многом зависят от готовности ребенка к школе. В современной педагогике и психологии нет единого четкого определения понятий "готовность" и "школьная зрелость"; В.С. Мухина утверждает, что готовность к школе - это осознание желания и потребности учиться, возникающих по мере социального взросления ребенка, и возникновение внутренних противоречий, задающих мотивацию учебной деятельности [1].
А. Анастази объясняет понятие школьной зрелости как навыки, знания, умения, мотивацию и другие поведенческие характеристики, необходимые для приобретения оптимального уровня освоения школьной программы[2].
Л.И. Божович утверждает, что школьная зрелость включает в себя определенный уровень мыслительной деятельности, познавательный интерес, готовность к самостоятельному контролю познавательной деятельности и развитие социального статуса школьника[3].
Е.И. Рогов утверждает, что важной частью изучения школьной зрелости является изучение психологической готовности к школе. Он выделяет два аспекта психологической готовности: личностную (мотивационную) готовность к школе и интеллектуальную готовность. Эти два аспекта важны для успешной учебной деятельности и для ранней адаптации детей к новой среде и неограниченного доступа к новым системам отношений [4].
Таким образом, школьную зрелость традиционно выделяют в трех областях: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Интеллектуальная зрелость включает в себя перцептивное различение человека и контекста, концентрацию внимания, аналитическое мышление для понимания основных взаимосвязей между явлениями, навыки логической памяти, способность воспроизводить образцы, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации рук. Интеллектуальная зрелость, понимаемая таким образом, в основном отражает функциональную зрелость мозговых структур.
Эмоциональная зрелость понимается, прежде всего, как снижение импульсивных реакций и способность дольше удерживаться при выполнении менее увлекательных задач. Социальная зрелость включает в себя потребность ребенка взаимодействовать со сверстниками, способность согласовывать свое поведение с моделями поведения группы ребенка и способность выполнять роль ученика в школьной среде" [5].
На наш взгляд, наиболее полно понятие "готовность к школе" определяет Л.А. Венгер. Он понимает под ним набор знаний и навыков, который должен включать в себя все остальные элементы, хотя они могут различаться по уровню развития. Основными элементами этого набора являются мотивация, личностная подготовка, включая "внутренний статус школьника", волевая подготовка и интеллектуальная подготовка [6].
Остановимся подробнее на понятии "интеллектуальная подготовка к школе", Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько отмечают, что долгое время об уровне интеллектуального развития ребенка судили по объему выявленных у него знаний, т.е. по объему "умственного инвентаря", выявленного в его словарном запасе. А. Панько. Даже сейчас некоторые родители (а иногда и учителя) считают, что чем больше слов знает ребенок, тем он более развит. Однако это не так. Современные дети буквально подвергаются информационной бомбардировке, впитывая новые слова и выражения как губка. Их словарный запас может расти скачками, но их ум не развивается такими же темпами. Между ними нет прямой зависимости.
Определенная широта кругозора и конкретные знания о природе, людях и обществе необходимы детям уже в шестилетнем возрасте как основа для последующего обучения в школе. Однако словарный запас, конкретные навыки и умения не являются единственными показателями интеллектуальной готовности детей к школе. Существующая учебная программа и ее исследования требуют хорошо развитых когнитивных процессов - способности сравнивать, анализировать, обобщать и делать собственные выводы.
Итак интеллектуальная подготовка предполагает, что у детей есть обзор, конкретный запас знаний. Они также должны обладать систематическим и сегментированным восприятием, теоретическим отношением к объекту обучения, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, а также семантической памятью. Интеллектуальная подготовка включает также развитие первоначальных навыков учебной деятельности. В частности, умение выделять учебные задачи и делать их объектом самостоятельной деятельности.
По мнению В.В. Давыдова, дети должны хорошо владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, планировать собственную деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно, чтобы они положительно относились к учебе, обладали способностью к саморегуляции своего поведения и проявляли добровольные усилия для выполнения поставленных задач [8].
При изучении интеллектуальной готовности детей к школе важным фактором является объем приобретенных ими знаний, но еще более важным является степень развития интеллектуальных процессов. Это означает, что дети учатся различать сущности в окружающей их действительности, сравнивать их, уметь видеть сходства и различия, рассуждать, находить причины явлений и делать выводы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992. – 98 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М.; Воронеж, 2005. – 164 с.
3. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. – М.: Просвещение, 2012. – 289 с.
4. Ворошилова Е.Л., Лазаренко О.И. К вопросу о готовности к школьному обучению // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 3. – С. 11-19
5. Выготский Л.С. Детская психология. Т.4 – М., 2014.
6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., МПГУ, 1992. – 48 с.
7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.
8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.
9. Журова Л.Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. Родничок. – 2014. – №15. – С. 81 – 104
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.
11. Коротаева Е.В.,Нефедова А.Н. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников // Педагогическое образование в России – 2012 – С. 175-181
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2013. – 268 с.
13. Психологическая готовность ребенка к школе / Авт.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 176 с
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология– Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.