Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Взаимодействие с родителями до-школьников - одно из важнейших направлений деятельности психолога в до-школьном учреждении. Чтобы сделать такое взаимодействие максимально эффективным, психолог планирует различные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, чтобы учесть все наработки, заложенные либо в его личном профес-сиональном опыте, либо в опыте других. И, как показывает этот опыт, взаи-модействие психолога с родителями является действительно важной и очень продуктивной составляющей педагогического процесса в целом.
Особенно это выражается в общем интересе родителей к сотрудниче-ству с психологом: в их активном участии в различных мероприятиях в тра-диционных и нетрадиционных формах и в частоте обращений родителей за консультацией по вопросам социально-психологической адаптации и развития детей, а также развития их самосознания и самооценки.
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад или когда психолог впервые начинает свою деятельность в этом учреждении. И в этот момент с самого начала важно правильно организовать контакт психолога с родителя-ми, прежде всего определить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать важность совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия. Для достижения максимальной эффектив-ности работу с родителями следует проводить поэтапно.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Проблема исследования - выявить условия взаимодействия психолога ДОО с родителями по развитию самосознания у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования являются особенности взаимодействия психо-лога в ДОО с родителями по развитию самосознания у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является самосознание у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: составить комплекс мероприятий работы психоло-га с родителями по развитию самосознания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности самосознания у детей дошкольного возрас-та.
2. Описать специфику деятельности психолога в ДОО с родителями по развитию самосознания у детей дошкольного возраста.
3. Составить комплекс мероприятий работы психолога с родителями по развитию самосознания у детей дошкольного возраста.
4. Составить выводы и рекомендации по теме исследования.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещён-ных в научных источниках; изучение документации образовательной органи-зации, беседы с сотрудниками.
§1. Особенности самосознания у детей дошкольного возраста
Самосознание определяется как осознание человеком своего социально-го статуса и жизненно важных потребностей. Самосознание - это определен-ная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает, что сам человек, его «я», отделен от всего, что его окружает, и отличается от него. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мо-тивов поведения, интересов и своего положения в обществе. В формировании самосознания важную роль играют ощущения, движения и действия человека, исходящие из его собственного тела.
Более высокий уровень самосознания связан с осознанием принадлеж-ности к определенному человеческому сообществу, определенной социаль-ной группе.
Высшей ступенью развития самосознания является возникновение са-мопознания как совершенно особого образования, возникновения своего «Я», похожего на «Я» других людей, и в то же время являющегося чем-то уни-кальным и неповторимым, способным совершать свободные поступки и отве-чать за них, что обязательно подразумевает возможность контролировать и оценивать свои поступки.
Самосознание рождается в процессе коллективной практической дея-тельности в межличностных отношениях.
В дошкольном возрасте ребенка сопровождает естественный прогресси-рующий процесс: от элементарного самопознания и самопознания, различа-ющих «Я» и «Не-Я», он начинает осознавать себя как стабильный объект внимания и отношений других людей и в то же время как активный объект деятельности, носитель определенных черт и свойств» Я», владение созна-тельно придает ему определенный социальный статус, определенный уровень притязаний и так далее [8].
Вступление в дошкольный возраст связано с переживанием кризиса 3-х лет, с возникновением важной личностной перестройки Я-концепции.
Формирование личности связано с развитием самосознания, то есть представления ребенка о себе. Местоимение «я» начинает появляться в речи ребенка, он узнает себя в зеркале и на фотографиях.
Суть трехлетнего кризиса заключается в том, что это новое «я», появ-ляющееся в мире, требует своего подтверждения. Л.С. Выготский называет этот период «кризисом социальных отношений». Б.Д. Эльконин выделяет ос-новные признаки: осознание «Я сам», личные действия. Л.И. Божович указы-вает на причины кризиса - необходимость самопознания.
Практически одновременно с формированием процесса самоопределе-ния и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на этой основе формируется и развивается их самосознание и самооценка.
Психологические процессы формирования самосознания и формирова-ния самооценки имеют существенные различия. Концепция эго на самом деле представляет собой набор описательных, неоцененных представлений о себе. Часть концепции может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка означает, что человек понимает свои собственные качества и оценивает эти качества [4].
Самосознание детей в возрасте до семи лет довольно сложно точно из-мерить. Маленьких детей ожидает успех в выполнении определенных зада-ний, они осознают и воспринимают себя в каждой конкретной ситуации, но им не хватает общей самооценки.
Дошкольник полностью доволен собой, ему кажется, что он очень хо-рош собой, и только спустя некоторое время (в возрасте девяти-десяти лет) у него формируется очень четкое самосознание, формируется оценка самого себя.
Дети старшего дошкольного возраста с высоким самосознанием чув-ствуют себя в большей безопасности и активнее в «детском обществе», чем дети с низким самосознанием.
В дошкольном возрасте дальнейшее развитие самосознания находит от-ражение не только в растущей самооценке собственной личности, но и в спо-собности давать объективные оценки окружающим людям.
Критерии самосознания напрямую зависят от воспитательной работы.
«Концепция я» - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок о собственной личности, она играет важную роль в формировании целостной личности. «Концепция самого себя» включает в се-бя «самооценку» и чувство собственного достоинства.
«Образ Я» - это совокупность сенсорных ощущений, восприятий, пред-ставлений и характерного поведения человека по отношению к себе и другим. Через восприятие и понимание другого ребенок приходит к пониманию само-го себя. Самооценка - это компонент самосознания, который, помимо самопо-знания, включает в себя оценку человеком своих физических качеств, способ-ностей, моральных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным [3].
Существует множество факторов, влияющих на формирование «я – концепции». Первым институтом социализации для ребенка является его се-мья. Семья - это возрастная группа, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.
«Я- концепция» формируется под влиянием различных внешних воз-действий на индивида. Для него особенно важен контакт с другими важными людьми, которые, по сути, определяют представления человека о себе. Но вначале почти все социальные контакты оказывают на него формирующее влияние. Однако с момента своего возникновения само эго стало активным принципом, важным фактором в интерпретации опыта. Следовательно, «я- концепция» играет, по сути, тройную роль: она способствует внутренней со-гласованности личности, определяет интерпретацию переживаний и является источником ожиданий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.
2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномаль-ного развития детей. М., 1989.
3. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ, 2001. 290 с.
4. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Высшая школа, 1986. 184 с.
5. Прохорова Г.А. Рабочие материалы педагога-психолога ДОУ на учебный год, 2005. 174 с.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной пси-хологии. М.: Академия, 1998. 304 с.
7. Урунтаева Г.А.Практикум по детской психологии. - М.: Просвеще-ние: Владос, 1995. 291 с.
8. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 2008.
9. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 2004.
10. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. 340 с.
11. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 2006.