Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование самоорганизации студентов
2.1 Организация и методы исследование самоорганизации студентов
В своих работах психолог А.В.Катаев говорит о том, что от развитого самосознания и рефлексии человека способного познать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального развития зависит успешность его самоорганизации. Поэтому с целью изучения самоорганизации нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня самоорганизации студентов 1 и 4 курса в их учебной деятельности.
Для реализации эксперимента нами были выделены следующие задачи:
1) Подбор диагностических методик, направленных на выявление уровня самоорганизации студентов 1 и 4 курса.
2) Реализация исследования по определению уровня самоорганизации студентов в их учебной деятельности.
3) Проведение количественного и качественного анализа результатов исследования.
Базой проведения экспериментального исследования выступает Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие две группы студентов - 1 курса (25 человек) и 4 курса (25 человек).
Немаловажным условием для успешного проведения эмпирического исследования является подбор методик. Выбор методик исследования основывался на принципах:
1) кратности (время заполнения бланков не должно быть минимальным);
2) время проведения исследования должно быть не более 30 минут;
3) валидность и чувствительность к измеряемым показателям.
Нами были использованы следующие диагностические методики, обладающие критериями надёжности и валидности, и способствующие решению задач экспериментального исследования:
пятифакторный личностный опросник;
опросник Самоорганизации деятельности;
опросник Шкалы академической мотивации;
опросник Краткая шкала самоконтроля Дж.Тэнгни;
анкетирование [29].
Рассмотри подробно каждый из выделенных методик исследования.
Пятифакторный опросник личности является часто применяемой методикой на Западе. Данная методика включает в себя 5 основных факторов: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность, которые позволяют подробно изучить портрет личности, охватив различные его стороны. В отечественной психологии данная методика была адаптирована в 2016 году Корниловой Т.В. к русской культуре. В результате опросник данного автора имеет два варианта – мужской или женский, состоящий из десяти утверждений, оцениваемые по семибалльной (приложение 1).
Опросник самоорганизации деятельности был разработан в 2010 году Е.Ю. Мандриковой. Суть данной методики заключается в изучении особенностей самоорганизации деятельностям и определенных аспектов структурирования человеком его времени. Опросник самоорганизации деятельности имеет 25 утверждений, которые так же оцениваются по семибалльной шкале. Анализ полученных результатов проводится по 6 шкалам: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация и ориентация на настоящее (приложение 2).
Следующая методика, выбранная нами - опросник Шкалы академической мотивации, который был разработан в 2014 году психологами Т.О.Гордеевой, О.А.Сычевым и Е.Н.Осиным. Данный опросник направлен на изучение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности. В данной методике авторами выделены типы мотивации, которые соответствуют человеческим потребностям в учебной деятельности и отношений к ней (приложение 3).
Еще одной применяемой в исследовании методикой является опросник самоконтроля Дж.Тэнгни, адаптированная в 2016 году отечественными психологами Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осиным, Д.Д. Сучковым и др. Применение данной методики обусловлена тем, что самоконтроль является способностью человека управлять эмоциями и поведением, обдуманно реагировать на негативные отражения. Самоконтроль выступает в качестве важного личностно-мотивационного ресурса, способствующего психологическому благополучию и развитию. В данный опросник входит 13 утверждений, необходимых оценить по пятибалльной шкале, по результатам диагностики дается единая оценка самоорганизации личности (приложение 4).
Так же нами была разработана социально-психологическая анкета для студентов. В связи с современными реалиями, сегодня в системе образования наблюдается частое применение формы дистанционного обучения. По мнению многих студентов данная форма является наиболее эффективной для изучения материала и взаимодействия с преподавателями. Поэтому данная анкета составлена для сбора мнения, оценки, важности и пользы дистанционного обучения на качество предоставляемого образования.
Показать больше