Фрагмент для ознакомления
2
Исследование проблемы способностей в советской психологии было продолжено работами Б.М. Теплова. Теплов и его ученики рассматривают способности прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками диалектико-материалистического учения, когда они говорят: «От каждого по способностям» [13, c. 269].
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [24].
В первых своих работах С.Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способностей с одной деятельности на другую [8].
Способность, по Рубинштейну, представляет сложное синтетическое образование личности. Он считал, что в основе способностей лежат «наследственные закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» [8, c.69], под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.
Способности формируются в деятельности. К способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности.
Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии (Рисунок 1):
Рисунок 1 – Уровни развития способностей [3].
Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.
Способности делятся на общие и специальные (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Классификация способностей
Математические способности обуславливаются не только хорошей памятью и вниманием. Для математика важно умение уловить порядок элементов, и умение оперировать этими данными. Эта своеобразная интуиция и есть основа математической способности.
Суть конструктивно-технических способностей тоже кроется в особой интуиции, умении заметить необходимые детали и выстроить их в правильном порядке. Однако, многое есть в них и от творческих способностей.
Музыкальные способности можно разделить на две группы:
- технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
- слуховые (музыкальный слух) [5].
В основе литературных способностей также лежат творческие, то есть способности к созиданию и творчеству. Кроме того, люди с развитыми литературными способностями хорошо чувствуют язык, а также наделены богатой фантазией и высоким уровнем развития эстетических чувств.
Художественно-изобразительные способности обеспечивают успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Человек с такими способностями обладает не только хорошо развитым образным мышлением, но и умением придать этим образам материальную форму.
К физическим способностям относятся не только силовые, но также и быстрота реакции, гибкость, предрасположенность к тому или иному виду
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова Л.А. Прогнозирование детской одаренности: психолого-педагогические аспекты проблемы / Л.А. Абрамова, М.М. Солобутина // Образование и саморазвитие. – 2015. - № 44(2). – С.112-118.
2.Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности / Б.Г. Ананьев // Проблемы способностей. - М., 1962.
3.Афанасьева Т.А. – Нестандартные дети / Т.А. Афанасьева // Воспитание школьников. - 2001. – № 8 – с.8–10.
4.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - М.: изд. центр «Академия», 2000. 456 с.
5.Блинова В.Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. – Казань.: Издательство ТГГПУ, 2010. – 56 с.
6.Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.
7.Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение. 1973. - 164 с.
8.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО, 2006. – 1136 с.
9.Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.
10.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012.
11.Мазилов В.А.ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / В.А. Мазилов, Т.В. Бугайчук // Психология. Психофизиология. - 2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-i-podrostkov-strukturnyy-analiz (дата обращения: 05.11.2023).
12.Мазилов В.А. СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко // Психология. Журнал ВШЭ. - 2021. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnosti-i-odarennost-v-psihologii-sovremennoe-sostoyanie-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovaniy (дата обращения: 05.11.2023).
13.Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. – Москва // Психология индивидуальных различий : учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Издание 2-е. – Москва : ЧеРо, 2002. – С. 262-272.
14.Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека / В.Д. Шадриков. М.: ИПРАН, 2019. - 274 с.
15.Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей / М.А. Холодная // Одаренность: рабочая концепция. – М., 2002. – С. 63.
16.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М., 2010.