Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном бизнесе, насыщенном информационными потоками и динамичными переменами, вопросы организационной культуры и информационной среды деловой организации становятся ключевыми в плане успешного функционирования организации. В рамках данной курсовой работы мы предпринимаем попытку анализа взаимосвязи между организационной культурой и информационной средой на примере ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл».
Цель исследования - проанализировать взаимосвязь и влияние организационной культуры на информационную среду деловой организации с целью выявления факторов, формирующих корпоративный стиль
Задачи исследования:
-раскрыть понятие и сущность организационной культуры организации,
-исследовать функции и классификация организационной культуры организации,
-раскрыть понятие и основные составляющие информационной среды деловой организации,
-исследовать внешние и внутренние потоки информации,
-рассмотреть воздействие информационной среды на организационную культуру,
-дать организационно-экономическуюх арактеристику ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл» ,
-провести анализ факторов внещней и внутренней среды,
-осуществитьт анализ организационной культуры ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл»,
-сформулировать рекомендации по совершенствованию информационной среды организации для развития корпоративной культуры организации.
Объект исследования- организационная культура и информационная среда в деятельности ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл».
Предмет исследования-взаимосвязь организационной культуры и информационной среды деловой организации на примере ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл».
Курсовая работа состоит из 3 глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры организации
1.1. Понятие и сущность организационной культуры организации
В общем понимании термина "организационная культура" подразумевается наличие в организации общего набора правил и норм поведения, объединяющих сотрудников в единый коллектив и мотивирующих их на продуктивный труд для достижения целей организации в процессе создания продукции или предоставления услуг (С.В. Василенко) [3, с. 65]. Согласно Д.В. Главатских, организационная культура представляет собой формирование характерных внешних черт компании, таких как униформа, стиль работы и обслуживания, символика и другие, которые служат для идентификации представителей конкретной компании [8, с. 512].
В современной практике управления компаниями и теории управления понятие " организационная культура" рассматривается с точки зрения изучения внутренней среды деятельности организаций. Так, В.В. Томилов утверждает, что организационная культура представляет собой совокупность системы мышления сотрудников компании, определяющей ее внутреннюю среду, особенности кадровой политики, стиль управления и организационную структуру [35, с. 19]. В свою очередь, А.В. Спивак рассматривает организационную культуру компании с функциональной точки зрения, считая ее комплексным и динамичным явлением, способным создавать в компании систему духовных и материальных ценностей, отражающих особенности ее деятельности [33, с. 24].
Согласно В.В. Козлову, организационная культура компании включает в себя совокупность формальных и неформальных правил работы, связанных с особенностями стиля управления, организационными традициями и внутренними нормами компании [18, с. 10]. Автор подчеркивает, что в современном мире организационная культура представляет собой мощный стратегический инструмент, который руководители организаций используют для направления своего персонала на достижение общих целей.
Также стоит отметить, что в соответствии с Э. Шейном, организационная культура формируется и внедряется в компании через установление норм, ценностей и предпочтений, которые создают психологический климат и определяют трудовые отношения в коллективе [8, с. 33]. С нашей точки зрения, данное определение наиболее применимо, поскольку оно охватывает два ключевых аспекта организационной культуры: поведенческие нормы и психологический трудовой климат. Важно отметить, что организационная культура является ключевым инструментом системы организационного управления и ее эффективное формирование положительно сказывается на конкурентоспособности компании.
Что касается сущности концепции " организационной культуры", современная экономическая наука выделяет три основных этапа ее определения, представленные на рисунке 1.
*Рис. 1 Три ступени организационной культуры организации [18, с. 15]*
Анализируя рисунок, отметим, что первая ступень организационной культуры компаний включает внешние видимые факторы и атрибуты, в числе которых формы, символы и эмблемы, трудовая атмосфера и практика организационных процессов. Вторая ступень включает элементы организации организационной деятельности, необходимые для достижения стратегических целей компании, а также степень трудовой самостоятельности сотрудников при решении возникающих проблем. Данная ступень отражает стремление сотрудников к характерному поведению и их готовность к работе. Третья ступень включает ценности и обычаи, которые определяют и регулируют поведение сотрудников в коллективе. Важно заметить, что ценности данной ступени находятся в тесной взаимосвязи с видимыми атрибутами организационной культуры, в числе которых церемонии, слоган, униформа и т. д.).
Согласно мнению С.В. Василенко, эффективная организационная культура представляет собой отражение стратегии развития компании и ее деловой среды [3, с. 178]. За счет организационной культуры сотрудники компании стремятся к труду с максимальной самоотдачей и эффективностью, что в положительном ключе сказывается на ее конкурентоспособности.
Важно отметить, что организационная культура формируется в процессе коллективной работы, проявляясь в следующих аспектах:
- Взаимоотношения между руководством и персоналом;
- Взаимоотношения сотрудников между собой и их отношения с начальством;
- Отношение сотрудников к работе и уровень их трудовой дисциплины [4, с. 71].
При этом все поведенческие стандарты и ценности организационной культуры становятся неотъемлемой частью не только неформальных правил, но и официально отражаются в документах компании, чаще всего в Положении о трудовой дисциплине.
Таким образом, организационная культура компании заключается в формировании и внедрении в компании норм, ценностей и предпочтений, создающих психологический климат и определяющих трудовые отношения в коллективе. Сущность концепции «организационной культуры» проявляется в трех ключевых ступенях: первая ступень организационной культуры компаний включает внешние видимые факторы и атрибуты, вторая – элементы организации организационной деятельности, необходимые для достижения стратегических целей компании, а третья ступень – ценности и обычаи, которые определяют и регулируют поведение сотрудников в коллективе.
1.2. Функции и классификация организационной культуры организации
Главная цель организационной культуры заключается в улучшении показателей и достижении высоких результатов работы посредством совершенствования системы управления человеческими ресурсами. Благодаря ей в компании определяются значение и роль каждого сотрудника, а также формируются механизмы повышения эффективности их трудовой деятельности. Закономерно, что в зависимости от характера деятельности компании существуют разнообразные функции организационной культуры.
Так, современная экономическая наука выделяет две основных функции организационной культуры, представленные на рисунке 3.
*Рис. 3 Функции организационной культуры [14, с. 13]*
Согласно изображению, организационная культура компании выполняет две основные функции: адаптацию к внешней среде и обеспечение внутренней интеграции. Важно отметить, что первая функция определяет способность компании приспосабливаться к изменениям и развиваться в условиях постоянных колебаний высококонкурентной рыночной среды. Эта функция включает в себя следующие компоненты:
Миссию, цели и задачи компании.
Организационную структуру, систему разделения и кооперации труда, стиль управления и методы поощрения.
Стратегии коррекции поведения компании при отклонении от поставленных целей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.И. Управление знаниями и корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2021. – №. 2. – С. 125-133.
2. Асеева М.А. Роль корпоративной культуры в повышении эффективности деятельности организации // Управленческий учет. – 2021. – №. 3-1. – С. 224-229.
3. Байсаева М.У. Корпоративная культура и ее значимость для имиджа организации / М.У. Байсаева, Ш.И. Куркиев // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 6. – С. 354-357.
4. Бочкарева А.С. К вопросу о понятии и структуре корпоративной культуры / А.С. Бочкарева, Л.Н. Терновая, И.А. Чистилина // Коммуникационные процессы: теория и практика. Сборник материалов XVII международной научно-практической очно-заочной конференции. – 2022. – С. 118-124.
5. Бровкина А.Ф. Корпоративная культура как фактор повышения успешности организации //Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – №. 1. – С. 112-116.
6. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. – Москва: Дашков и К, 2020. – 136 c.
7. Волкова Е.А. Роль корпоративной культуры в конкурентоспособности предприятия / Е.А. Волкова, О.И. Крылова // Управление развитием социально-экономических систем. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – 2022. – С. 41-45.
8. Высочина М.В. Типология корпоративной культуры / М.В. Высочина, Е.Ю. Кудрявцева // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления. Сборник трудов IV Всероссийской школы-симпозиума молодых ученых. – 2021. – С. 33-38.
9. Вязовик С.М. Сущность корпоративной культуры организации / С.М. Вязовик, В.А. Михайленко // Экономика, бизнес, финансы: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 18-20.
10. Геворгян А. Некоторые понятия о формировании корпоративной культуры / А. Геворгян, Б. Габриелян // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. № 6 (22). – С. 512-517.
11. Главатских Д.В. Функции корпоративной культуры / Д.В. Главатских // Вестник Науки и Творчества. – 2019. – № 4 (40). – С. 50-52.
12. Главатских Д.В. Формирование корпоративной культуры на предприятии / Д.В. Главатских //Вестник Науки и Творчества. – 2019. – № 3 (39). – С. 31-34.
13. Гордеева У.С. К вопросу трактовки корпоративной культуры и ее роли в развитии компании / У.С. Гордеева, Е.П. Орлова // Достижения современной науки и образования. Материалы VIII Международной междисциплинарной конференции. – 2022. – С. 79-80.
14. Дворникова В.А. Задачи и функции корпоративной культуры и ее влияние на развитие компании / В.А. Дворникова // Научно-исследовательский журнал «Технические инновации». – 2022. – № 9-1. – С. 162-168.
15. Евдокимова А.Ю. Роль корпоративной культуры компании в устойчивом развитии бизнеса // Ответственные за выпуск. – 2022. – С. 142-145.
16. Ермилина Д.А. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом / Д.А. Ермилина // Вестник Академии управления и производства. – 2022. – № 3. – С. 47-54.
17. Завадская О.В. История развития корпоративной культуры организации / О.В. Завадская, Е.Ю. Дюйзен // Научные исследования: от теории к практике. – 2022. – № 2-2 (8). – С. 184-186.
18. Зверева Т.В. Функции корпоративной культуры / Т.В. Зверева // Научный вестник Дона. – 2019. – № 3 (9). – С. 13-18.
19. Иванова И.К. Формирование корпоративной культуры / И.К. Иванова // Академическая публицистика. – 2019. – № 5. – С. 181-183.
20. Измайлова М.А. Значимость корпоративной культуры для устойчивости компаний в условиях кризисных явлений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – Т. 13. – №. 1. – С. 8-26.
21. Камалтдинова К.А. Корпоративная культура как инструмент мотивации персонала // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №. 1-1. – С. 140-142.
22. Катаева Н.Н. Инициация проекта формирования корпоративной культуры компании / Н.Н. Катаева // Матрица научного познания. – 2022. – № 1-1. – С.84-86.
23. Коваль Т.А. Феномен понятия «корпоративная культура» / Т.А. Коваль, А.А. Шмалько // Теория и практика управления человеческими ресурсами. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 61-66.
24. Козлов В.В. Корпоративная культура / В.В. Козлов. – Москва: Альфа-Пресс, 2019. – 304 с.
25. Лактионов В.Д. Классификация корпоративной культуры / В.Д. Лактионов // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2019. – № 4-1. – С. 32-35.
26. Мамедова И.А. Корпоративная культура как фактор развития современной организации / И.А. Мамедова, А.В. Ильяшенко // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2022. – № 1 (37). – С. 8-10.
27. Меньшикова М.А. Некоторые аспекты формирования эффективной корпоративной культуры организации / М.А. Меньшикова, К.И. Клюева // Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 446-450.
28. Миронова Н.А. Формирование корпоративной культуры и ее элементы / Н.А. Миронова // Московский экономический журнал. – 2019. – № 8. – С. 9-12.
29. Миронова Н.А. Корпоративная и организационная культура: история и понятие / Н.А. Миронова //Московский экономический журнал. – 2019. – № 7. – С. 564-571.
30. Муллобоев А.Р. Роль корпоративной культуры в системе корпоративного управления предприятием / А.Р. Муллобоев, Н.Л. Антонова // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 158-165.
31. Николаева Я.А. Анализ корпоративной культуры в международном менеджменте на примере компании «ИКЕА» //Весенние дни науки. – Екатеринбург, 2022. – 2022. – С. 208-211.
32. Новикова А.А. Разработка и управление корпоративной культурой / А.А. Новикова // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 4 (132). – С. 99-105.
33. Оганян К.М. Понятие и структура корпоративной культуры / К.М. Оганян // Научная мысль. – 2021. – № 2 (2). – С. 28-33.
34. Окатов А.В. Понятие и виды корпоративной культуры / А.В. Окатов, Д.А. Соловьев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2017. – Т. 3. № 3 (11). – С. 35-47.
35. ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл»: Официальный сайт [Электронный ресурс] / ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл». – 2011-2019. – URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1115044002809_ooo-katerpillar-distribyushn-interneyshnl (дата обращения: 08.12.2022).
36. Орехов А.И. Корпоративная культура компании как инструмент увеличения работоспособности и развития сотрудников // Менеджмент сегодня. – 2022. – №. 2. – С. 140-146.
37. Палевская С.А. Классификации типов корпоративной культуры организации (исторические аспекты) / С.А. Палевская, М.В. Боброва // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2019. – № 3 (4). – С. 65-76.
38. Петрова В.А. Сущность корпоративной культуры / В.А. Петрова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 26. – С. 484-489.
39. Плетухина Е.В. Элементы формирования корпоративной культуры / Е.В. Плетухина, А.В. Марченко // Наука среди нас. – 2019. – № 9 (25). – С. 121-127.
40. Прохорова В.В. К вопросу о необходимости формирования корпоративной культуры на российских предприятиях / В.В. Прохорова // Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 59-63.
41. Савко А.Н. Сущность и содержание понятия «корпоративная культура» / А.Н. Савко, В.А. Чистякова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. – 2021. – С. 81-84.
42. Смольянинова С.Ф. Формирование корпоративной культурой компании: теоретический аспект // Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева. – 2021. – №. 2 (47). – С. 164-170.
43. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2019. – 345 с.
44. Стручалина А.П. Корпоративная культура: сущность и функции / А.П. Стручалина // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2018. – № 7 (45). – С. 21-24.
45. Томилов В.В. Культура предпринимательства / В.В. Томилова. – СПб: Питер, 2020. – 368 с.