Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что торговля в условиях современных экономических отношений является видом предпринимательской деятельности, которые связан с процессом купли-продажи товаров и оказания услуг покупателям. Данного рода отраслью экономики обеспечивается процессы обращения, обмена и купли-продажи товаров, а вместе с тем обслуживания покупателей в ходе продажи товаров и их доставки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Торговля является своего рода экономическим посредничеством между производителем и потребителем, которое осуществляется посредством покупки товаров у производителей для дальнейшей перепродажи потребителям или посредством продажи товаров потребителям с дальнейшей оплатой их стоимости производителю. Сам процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров выступает в качестве функции торговой организации, которая осуществляет собственную деятельность на базе полного хозяйственного расчета.
Нужно отметить, что организации розничной торговли в условиях функционирования рыночных отношений являются самостоятельными звеньями торговли и сферы услуг. Таким образом, изучение развития сферы розничной торговли в современных условиях достаточно интересно.
Цель курсовой работы – определить перспективы развития розничной торговли в условиях современной экономики.
Задачи курсовой работы:
- представить понятие розничной торговли и ее функции;
- охарактеризовать розничный товарооборот как основной показатель розничной торговли;
- рассмотреть показатели развития розничной торговли в мире;
- проанализировать тенденции розничной торговли в России;
- представить проблемы розничной торговли в России;
- определить перспективы развития розничной торговли в РФ.
Объект исследования – розничная торговля.
Предмет исследования – развитие розничной торговли в Российской Федерации.
В качестве методов исследования выступают методы индукции и дедукции, анализ экономической литературы, табличный и графический способы.
Степень разработанности темы розничной торговли. Тема развития торговли, в том числе и розничной, всегда была в поле изучения экономической науки. Изучению основных моментов торговли посвящены труды таких ученых: С.Г. Дзюба, М.С. Зориной, Р. И. Капелюшникова, Дж. Кейнса, А. Маршала, П. Самуэльсона, А. Смита, М. Фридмена и пр.
В качестве материалов для написания курсовой работы использовались: нормативно-законодательные акты в сфере труда, материалы учебной литературы, периодических изданий по данной теме, материалы сети Интернет.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие розничной торговли и ее функции
В условиях современной экономики торговый процесс, то есть процесс купли-продажи товаров выступает в качестве функции торговой организации, которой осуществляется ее деятельность на базе полного хозяйственного расчета.
Согласно словам Е.Ю. Селезневой, «торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственным образом оказывают воздействие как на жизненный уровень граждан страны, так и на развитие всего производства товаров для потребления» .
Л.Б. Нюренбергер (и др.) представляют такого рода определение: «Розничная торговля по самой собственной сути есть деятельность в сфере обмена, потребитель при всем этом обмене стремится к получению необходимых товаров и услуг, а розничный торговец – к прибыли ».
В итоге представленных определений может быть характеризована сфера торговли в качестве некоторой сложной системы, которая является совокупностью субъектов ведения торговой деятельности, которые осуществляют куплю-продажу товаров и оказание иного рода услуг в торговой сфере, регулирование функционирования которых происходит посредством общих и специфического характера мер организационно-экономического и нормативно-правового характера с целью достижения сбалансированности на рынке между торговым предложением и покупательским спросом .
Согласно определениям понятия «торговли», которые были представлены, можно характеризовать розничную торговлю как сектор (отрасль) экономики, который является совокупностью всех операторов, которыми продаются товары и услуги разных видов конечным потребителям для их использования в личных, некоммерческих целях.
Розничные торговые компании в условиях современных рыночных отношений являются самостоятельным звеном сферы торговли и услуг. Торговая сеть обеспечивает определенную возможность быстрым, удобным способом, с минимальным уровнем затраты сил и времени покупать необходимые товары и услуги в условиях свободы выбора и некоторой широты ассортимента, недалеко от места работы и проживания в удобном и нужном количестве .
Современная российская экономика может характеризоваться развитыми рыночными отношениями. В качестве одного из результатов данного процесса выступает образование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевого уровня конкуренции как между фирмами-производителями, так и между торговыми компаниями. Суть функционирования торговых компаний - в разработке удобств финансового характера, которые нужны для удовлетворения товарами разного рода потребностей современного сообщества.
В условиях рыночных отношений удачный торговый процесс исполняют те субъекты экономики, которые имеют желание и готовы взять более успешную стратегию данного процесса, потому что она гарантируют им самую большую сумму прибыли, это разъясняет характеристику торговли общественно-финансового плана.
Ресурсы поступают в такие отрасли и тем организациям, на товары (продукцию) которых имеется определенный уровень спроса.
Рыночной системой отбираются неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования для распределения редкостных ресурсов. Субъектами хозяйствования реализуются товары до той поры, пока продажа дает прибыль, пока еще не удовлетворен спрос на эти товары .
Сколько и какого рода товаров создавать, сообразно каким уровням стоимостей их реализовывать, куда вкладывать своей основной капитал - это определяется всем
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва : Эксмо-Пресс, 2023. – 688с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва : Эксмо-Пресс, 2023. – 1680с.
3. Аджимет, Г.Х. Развитие мировой индустрии розничной торговли / Г.Х. Аджимет, С.Р. Мустафаева // Учены записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. - №2. – С.47-54.
4. Анисимова, Ю.А. Финансовое планирование и прогнозирование как элементы финансовой стратегии при нейтрализации угроз экономической безопасности компании / Ю.А. Анисимова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2021. - №1. - С. 86-91.
5. Арзуманова, Т.И. Экономика организации: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – Москва: Дашков и К, 2018. – 240 с.
6. Вартеванян, А.А. Управленческие решения в торговой организации с целью максимизации прибыли / А.А. Вартеванян // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №8. - С.53-55.
7. Дмитриева, О.В. Статистика / О.В. Дмитриева: Учебное пособие. – Москва : КноРус, 2021. – 324с.
8. Заярная, И.А. Новые технологии в области управления рисками и обеспечения экономической безопасности компаний / И.А. Заярная, А.Р. Петрич // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. - № 6-2. - С. 243–247.
9. Иванова, О.В. Проблемы современной розничной торговли / О.В. Иванова // Евразийское научное объединение. – 2018. - №1-2. – С.134-137.
10. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала: ГАОУ ВО «ДГУ НХ», 2019. – 239с.
11. Маминова, Д.А. Розничная торговля: проблемы и перспективы развития / Д.А. Маминова // Моисеевские чтения. Гуманитарные вызовы и угрозы XXI века: доклады и материалы VI Общероссийской научной конференции. – Москва : МГУ, 2023. – С.107-112.
12. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. – Москва : Инфра-М, 2019. – 186с.
13. Насырова, Р.М. Ключевые характеристик и тенденции развития рынка розничной торговли / Р.М. Насырова // Вестник научных конференций. – 2023. - №4-2. – С.76-78.
14. Нюренбергер, Л.Б. Современные подходы к размещению предприятий розничной торговли в мегаполисе / Л.Б. Нюренбергер Л.Б., Леушина О.В., Лучина Н.А. // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №9. – С.494-498.
15. Орипова, Г.Н. Важность различных аспектов сектора розничной торговли и потребления / Г.Н. Орипова // Экономика и социум. – 2023. - №10-2. – С.751-756.
16. Репринцева, Е.В. Региональные особенности розничной торговли в текущих экономических условиях / Е.В. Репринцева // Наука и практика регионов. – 2022. - №1. – С.41-45.
17. Рыбкина, М.В. Развитие розничной торговли как основа повышения качества жизни населения региона / М.В. Рыбкина, Н.Н. Анюрова, О.В. Гаврилина // Управленческий учет. – 2022. - №12-2. – С.571-580.
18. Салгириев, Э.Р. Социально-экономическая характеристика розничной торговли и перспективы ее развития / Э.Р. Салгириев, К.Х. Ильясова, Т.Х. Хаджимурадова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. - №6. – С.163-168.
19. Селезнева, Е.Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития / Е.Ю. Селезнева // Вестник Российского государственного университета. – 2018. - №10. – С.55-57.
20. Таюрская, О.В. Анализ розничного товарооборота как фактор финансовой устойчивости / О.В. Таюрская, Хань Хуен Лай // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни: материалы IV Межвузовской студенческой науч.-практ. конференции. – Иркутск, 2018. – С.77-80.
21. Фридман, А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.М. Фридман. – Москва: Инфра-М, 2019. – 264 с.
22. Доля электронной коммерции в общемировом объеме розничных продаж с 2015 по 2024 год https://www.statista.com/statistics/534123/e-commerceshare-of-retail-sales-worldwide/.
23. Исследование продуктового ритейла https://www.x5.ru/wp-content/uploads/reports/2021/ru/.
24. Объём розничных продаж электронной коммерции во всем мире с 2014 по 2024 год (в миллиардах долларов США) https://www.statista.com/ statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/.
25. Розничная торговля и общественное питание / Росстат https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya.
26. In-store and e-commerce retail sales worldwide from 2020 to 2024(in trillion U.S. dollars) https://www.statista.com/statistics/1095969/retail-salesby-channel-worldwide/.
27. Leading retailers worldwide in 2019, by retail revenue (in billion U.S. dollars) https://www.statista.com/statistics/266595/leading-retailers-worldwide-based-onrevenue/.
28. Retail industry – growth, trends, covid-19 impact, and forecasts (2021–2026) https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/retail-industry.